Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 17 апреля 2015 г. N 44-29/15
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
при участии председателя уполномоченного органа - Государственного комитета Псковской области - Щебакова С.В. и представителя Заявителя - ОСАО "РОСО-Гарантия" (доверенность Nб/н от 18.02.2015 года) Станкина Д.В.,
рассмотрев жалобу ОСАО "РЕСО-Гарантия" филиал в г.Пскове на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - Государственного комитета Псковской области по организации государственных закупок при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсу на оказание услуги по страхованию автомобилей по риску КАСКО (номер извещения: 0157200000315000121) (далее - открытый конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
18 марта 2015 года уполномоченным органом - Государственным комитетом Псковской области по организации государственных закупок по заданию Заказчика - ГБУ ПО "Автобаза Администрации Псковской области" объявлен открытый конкурс на оказание услуги по страхованию автомобилей по риску КАСКО (номер извещения: 0157200000315000121).
Извещение о проведении вышеуказанного открытого конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 18 марта 2015 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 520 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 30.03.2015 10:00.
На участие в открытом конкурсе подано 2 (две) заявки - ООО СК "Согласие" и ОСАО "РЕСО-Гарантия" (Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 30.03.2015 NПВК1).
Все заявки отклонены от участия в открытом конкурсе (Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.04.2015 NПРО1).
10 апреля 2015 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы: 17 апреля 2015 года в 11 часов 00 минут, был объявлен перерыв до 16 часов 00 минут этого же дня, в связи с необходимостью предоставления Заказчиком документов, подтверждающих обоснование НМЦК.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.N186 от 10.04.2015 года).
Необоснованный отказ в допуске от участия в конкурсе, в связи с не предоставлением копии лицензии на осуществление страховой деятельности по виду страхования жизни и здоровья водителя и пассажиров".
Заявка содержала копию приложения к лицензии на "страхование средств наземного транспорта (за исключение средств железнодорожного транспорта), что и являлось объектом закупки.
Представитель конкурсной комиссии уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения, NГЗ-21-0085 от 15.04.2015 года, в материалах дела).
В извещении и конкурсной документации установлено требование о предоставлении документов, предусмотренных пунктом 4.1 раздела 4 и пунктом 6.6 раздела 6 Инструкции для участников закупки на основании пункта "г" части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
ОСАО "РЕСО-Гарантия" в составе заявки не представлена копия лицензии на осуществление страховой деятельности по виду страхования жизни и здоровья водителя и пассажиров (основание отказа в допуске часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее:
Пунктом 4.1 раздела 4 Инструкции для участников закупки установлено требование к участникам закупки о соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки.
В пункте 6.6 раздела 6 Инструкции для участников закупки установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки: копия лицензии на осуществление страховой деятельности, с приложением по добровольному страхованию технических средств, жизни и здоровья водителя и пассажиров, выданную Федеральной службой страхового надзора, либо Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 02.04.2015 года NПРО1 заявка Заявителя отклонена на основании части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, в связи с непредставлением документов, предусмотренных п. 4.1. раздела 4, п.6.6 раздела 6 Инструкции для участников закупки, а именно не предоставлена копия лицензии на осуществление страховой деятельности по виду страхования жизни и здоровья водителя и пассажиров.
Таким образом, решение конкурсной комиссии об отказе Заявителю в допуске к участию в конкурсе соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующие нарушения:
Часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе устанавливает, что конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса Заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуги по страхованию автомобилей по риску КАСКО (номер извещения: 0157200000315000121) содержит требования к участникам о предоставлении копии лицензии на осуществление страховой деятельности, с приложением по добровольному страхованию технических средств, жизни и здоровья водителя и пассажиров, выданную Федеральной службой страхового надзора, либо Центральным банком Российской Федерации.
Участниками, подавшими заявки на участие в открытом конкурсе были две страховые компания, одна из них ООО СК "Согласие", которая предоставила в составе заявки копию лицензии и приложение на вид страхование: "Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств", а другая заявка от ОСАО "РЕСО-Гарантия", которая предоставила лицензию и приложение с видом страхования: "Страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта)".
Приложения к лицензии на осуществление страховой деятельности, с видом страхования, как указано в извещении о проведении открытого конкурса (" добровольное страхование технических средств, жизни и здоровья водителя и пассажиров") не существует.
Согласно, технического задания конкурсной документации объектом страхования являются имущественные интересы страхователя (Заказчика), связанные с рисками на страхование автотранспортных средств по риску КАСКО и несчастных случаев с водителем и пассажирами.
Для осуществления страхования автотранспортных средств по риску КАСКО страховая компания должна иметь приложение к лицензии с видом страхования: "Страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта)", а для страхования жизни и здоровья водителя и пассажиров - приложение к лицензии с видом страхования: "Страхование от несчастных случаев и болезней".
Таким образом, Заказчик нарушил требование пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе указав не полный перечень документов которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, более того Заказчик ввел в заблуждение участников используя наименование приложения к лицензии, которое не соответствует наименованию реальному.
Данные нарушения Заказчика, привели к отказу в допуске к участию в конкурсе страховых компаний, которые имеют все необходимые приложения к лицензии, но не предоставили их в составе заявки по причине неоднозначного указания в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе - контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуги по страхованию автомобилей по риску КАСКО (номер извещения: 0157200000315000121) содержит начальную (максимальную) цену контракта - 520 000,00 рублей.
Техническое задание содержит список автомобилей, которые подлежат страхованию по рискам КАСКО, но не содержит информации о количестве пассажиров (мест в автомобиле), которые подлежат страхованию по риску "Несчастный случай".
Заказчиком в пункте 3.1. раздела 3 проекта договора установлено, что Страховщик несет ответственность по следующим страховым рискам "АВТОКАСКО", совместное страхование рисков "Ущерб" + "Хищение" ТС, "НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ" и определены следующие размеры страховых сумм:
"НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ" - страховая сумма 500 000,00 рублей на каждое транспортное средство (паушальная система);
"НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ" - временная утрата общей трудоспособности, инвалидность или гибель Застрахованного лица в результате событий, перечисленных в риске "УЩЕРБ".
Пунктом 3.6 проекта договора установлено, что страховая сумма должна быть неагрегатной - денежная сумма, в пределах которой Страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по каждому страховому случаю (независимо от их числа), произошедшему в период действия договора. Страховая сумма по настоящему договору равна страховой стоимости и составляет по риску "АВТОКАСКО" 8 388 300,00 рублей и по риску "НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ" 5 000 000,00 рублей.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой услуги, установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки нарушил положение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, не указав конкретное количество пассажиров (застрахованных лиц), подлежащих страхованию по риску "Несчастный случай", что не позволяет участникам закупки в полной мере просчитать предложение о цене контракта, в соответствии с требованием документации об аукционе, в том числе и условиям проекта контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается Заказчиком посредством применения, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Согласно расчета обоснования начальной (максимальной) цены контракта открытого конкурса на оказание услуги по страхованию автомобилей по риску КАСКО (номер извещения: 0157200000315000121) Заказчик использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
Заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены договора на добровольное страхование 10 автомобилей (КАСКО) были использованы коммерческие предложения, полученные от 2 (двух), из 7 направленных запросов, а именно коммерческое предложение N1 (Альфа Страхование) с предложением о цене контракта 520 000,00 рублей и коммерческое предложение N2 (Филиал ООО "Росгосстрах в Псковской области) с предложением о цене контракта 1 268 072,00 рубля.
Действия должностного лица Заказчика, утвердившего конкурсную документацию с нарушением законодательства о контрактной системе содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОСАО "РЕСО-Гарантия" необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика - ГБУ ПО "Автобаза Администрации Псковской области" нарушение пункта 2 части 3 статьи 49, части 2 статьи 22 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что открытый конкурс признан не состоявшимся предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Материалы дела передать уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении виновного должностного лица Заказчика утвердившего документацию об аукционе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 17 апреля 2015 г. N 44-29/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2015