Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 7 апреля 2015 г. N 578/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян, В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N578/03, 588/03 о нарушении норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении конкурса с ограниченным участием N 0158300000115000029 "Капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования "п. Жирнов - п. Шолоховский" (далее - конкурс), в присутствии представителя Заявителя-2 (Бондаренко А.А.), представителя Заказчика (Белецкой А.Н.), в отсутствии представителя Заявителя-1 и представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя-1 на выбранный Заказчиком способ определения поставщика, на установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки, на противоречивое требование Заказчика к сроку действия обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии и жалоба Заявителя-2 на выбранный Заказчиком способ определения поставщика, на отсутствие объективной зависимости между сведениями, указанными участниками в заявках и количеством присваиваемых конкурсной комиссией Заказчика балов по критерию "качество работ".
Заказчик на заседании Комиссии Ростовского УФАС России признал нарушение Закона при выборе способа определения поставщика, иные доводы жалоб не признал, пояснил, что данная закупка отменена Заказчиком 03.04.2015 года.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
согласно извещению о проведении конкурса от 30.03.2015 г. N0158300000115000029:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 14.04.2015 г. в 09-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила - 112 465 733,00 рублей.
03.04.2015 года Заказчик разместил на официальном сайте извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.5 ст.24 Закона Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
В силу части 1, п.1 части 2 статьи 56 Закона под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 (далее - Постановление N99) установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Согласно п.5 приложения N2 Постановления N99 закупку работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей, Заказчик обязан проводить конкурсом с ограниченным участием.
Внеплановой проверкой установлено, что Заказчиком закупаются строительные работы по капитальному ремонту автомобильной дороги общего пользования (а не строительные работы по капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений), что исключает обязанность Заказчика закупать данные работы конкурсом с ограниченным участием, в том числе, в силу требований п.5 приложения N2 Постановления N99.
Таким образом, доводы жалоб Заявителя-1 и Заявителя-2 о неверном способе закупки следует признать обоснованным. Заказчик, выбрал способ определения подрядчика в виде конкурса с ограниченным участием с нарушением требований ч.5 ст.24 Закона.
Доводом жалобы Заявителя-1 является установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки в нарушение ст.31 Закона.
Внеплановая проверка показала, что Заказчик установил к участникам закупки следующие дополнительные требования: о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта, наличии на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта. Указанные дополнительные требования к участникам закупки установлены Заказчиком исходя из выбранного им способа определения поставщика в виде конкурса с ограниченным участием. Таким образом, данный довод жалобы Заявителя-1 следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-1 является установление Заказчиком срока действия банковской гарантии с нарушением требований ч.3 ст.96 Закона.
Согласно ч.3 ст.96 Закона срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В п.16 Информационной карты конкурсной документации Заказчик указал: "срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на один месяц".
В п.11.2 проекта контракта Заказчик установил: "11.2. В случае предоставления банковской гарантии, срок её действия должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Таким образом, срок действия банковской гарантии соответствует требованиям ч.3 ст.96 Закона. Данный довод жалобы Заявителя-1 следует признать необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-2 является то, что Заказчик не установил в отношении критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производится оценка предложения участников закупки по данному нестоимостному критерию.
Согласно ч.9 ст.32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В п.14 Информационной карты конкурса Заказчик установил критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев:
"1. Критерий "Цена контракта" (значимость критерия 60%)
Максимальная оценка по показателю присваивается заявке, с наименьшей ценой контракта (с учетом конкурсного снижения).
Порядок оценки заявок по критерию:
Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "Цена контракта" (ЦБi), определяется по формуле:
а) в случае если Цmin > 0,
,
где:
Цi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Цmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
б) в случае если Цmin < 0,
ЦБi = (Ц max - Цi) х 100
Цmax
где Цmax - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.
2. Критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия 40 %).
В рамках критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценивается предложение участника конкурса с ограниченным участием в отношении объекта закупки, т.е. описание участником конкурса выполняемых работ. Члены комиссии выставляют оценку в соответствии с представленным участником закупки развернутым описанием порядка оформления и выполнения работ по каждому разделу проектной документации в соответствии с требованиями нормативных документов и муниципального контракта.
По каждой заявке членами комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения муниципального контракта, предложенной участником конкурса.
Оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов)".
В силу п.25 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно п.29 Правил оценки заявок для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки Заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В п.14 Информационной карты конкурса Заказчик установил, в том числе, следующее: количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке. При оценке заявок по показателю "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим, подробным и детальным предложением по качеству работ и содержащей наиболее полные и качественные сведения по следующим показателям по видам работ, указанным в Ведомости объемов работ (являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации):
Таблица 2
N п/п |
Показатели |
Предельные величины значений |
1. |
Пояснительная записка (в свободной форме), содержащая описание участником закупки систем обеспечения качества, контроля качества и мероприятий по контролю качества, которая составляется с учётом СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" и СП 48.13330.2011 "Организация строительства", в том числе описание: |
Максимальное значение - 30 баллов, в том числе: |
1.1. |
- системы обеспечения качества действующей у участника конкурса, утвержденной участником закупки в составе, установленном требованиями СТО ФЦС 06-2004 "Системы обеспечения качества в строительных организациях" |
Максимальное значение - 15 баллов |
При непредставлении информации |
0 баллов |
|
1.2. |
- системы контроля качества и системы мероприятий по контролю качества работ, полностью соответствующую составу выполняемых работ согласно Ведомости объёмов работ |
Максимальное значение - 15 баллов |
При непредставлении информации |
0 баллов |
|
2. |
Предварительный проект производства работ, который регламентирует организацию производства строительных работ в соответствии с ГОСТ, СНиП, СП, технологическими правилами, требованиями к охране труда, экологической безопасности и качеству работ и включает в себя: |
Максимальное значение - 70 баллов, в том числе: |
2.1. |
технологические карты на все без исключения виды операций, необходимых для реализации работ по предмету закупки, которые должны содержать технологические схемы на выполнение каждого отдельного вида работ, указанного в Ведомости объемов работ |
Максимальное значение - 10 баллов |
При непредставлении информации |
0 баллов |
|
2.2. |
описание методов производства работ, описание методов операционного контроля качества работ |
Максимальное значение - 10 баллов |
При непредставлении информации |
0 баллов |
|
2.3. |
указания по трудозатратам |
Максимальное значение - 10 баллов |
При непредставлении информации |
0 баллов |
|
2.4. |
решение по технике безопасности и организации безопасности дорожного движения, которое должно соответствовать структуре работ, которые должны быть выполнены по предмету закупки и в соответствии с ними должны быть разработаны мероприятия по обеспечению безопасности выполнения этих работ и дорожного движения |
Максимальное значение - 10 баллов |
При непредставлении информации |
0 баллов |
|
2.5. |
потребность в материалах и график поставки строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования, содержащий информацию о сроках и объёмах поставок строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования на Объект; а также описание последовательности работ, при этом определение трудозатрат определяется с учетом машин и механизмов, планируемых к использованию участником закупки |
Максимальное значение - 10 баллов |
При непредставлении информации |
0 баллов |
|
2.6. |
строительный генеральный план, на котором должны быть показаны проектируемые и существующие постоянные здания и сооружения, расположение временных зданий, сооружений, механизированных установок и коммуникаций, необходимых для производства работ |
Максимальное значение - 10 баллов |
При непредставлении информации |
0 баллов |
|
2.7. |
календарный график производства работ, который основывается на определенных участником закупки объёмах работ и сроках их выполнения, в зависимости от трудозатрат и необходимого для выполнения работ количества машино-часов, рассчитанных на основе фактически имеющихся в наличии у участника закупки людских ресурсов, а также машин и механизмов, определяет продолжительность выполнения всех видов работ по предмету закупки с учетом их технологической последовательности и совместимости во времени в полном соответствии с технологией производства всех видов работ, предусмотренных в Ведомости объемов работ, а также содержит объемы освоения бюджетных средств по видам работ и общую стоимость работ из конкурсного предложения участника закупки на весь срок выполнения работ |
Максимальное значение - 10 баллов |
При непредставлении информации |
0 баллов |
Участник конкурса с ограниченным участием предоставляет описание участником конкурса выполняемых работ по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в произвольной форме по собственному усмотрению - в виде текстового, табличного, графического или иного материала.
Из рассматриваемой конкурсной документации, в том числе п.14 Информационной карты, усматривается отсутствие конкретного соотношения степени детализации и присваиваемых баллов, что не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и определить наиболее достойное предложение участника закупки. Из показателей критерия и предельных величин его значимости, установленных Заказчиком в документации, участникам закупки невозможно понять до какой степени им нужно максимально детализировано и содержательно изложить предложение, содержащее описание систем обеспечения качества, контроля качества и мероприятий по контролю качества, организацию производства строительных работ в соответствии с ГОСТ, СНиП, СП, технологическими правилами, требованиями к охране труда, экологической безопасности и качеству работ.
Изложенный Заказчиком в Информационной карте конкурса порядок оценки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не предусматривает объективной зависимости между сведениями, указанными участниками в заявках и количеством присваиваемых им балов.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.7 ст.53 Закона на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Однако порядок оценки по нестоимостному критерию, описанный Заказчиком в документации, не позволяет конкурсной комиссии выявить лучшее предложение участника об исполнении контракта, поскольку отсутствует установленная Заказчиком пропорциональная или иная объективная зависимость (шкала оценки, формула и т.п.) между количеством присваиваемых балов и представляемыми участниками закупки сведениями.
Таким образом, Заказчик фактически не установил в отношении критерия оценки "качество работ" в документации о закупке значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка количества баллов, присуждаемых по таким показателям и формулу расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям или шкалу предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающую интервалы их изменений, также Заказчик фактически не установил количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, что является нарушением п.11, п.29 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085.
Следовательно, Заказчик нарушил ч.9 ст.32 Закона.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 года N 13АП-29042/2014 по делу N А56-50860/2014.
Комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанных нарушений Закона (ч.5 ст.24, ч.9 ст.32) и п.п.11, 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", поскольку Заказчик 03.04.2015 года разместил на официальном сайте извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецснаб" частично обоснованной.
2. Признать жалобу ОАО "Дорожное Ремонтно-Строительное Управление" обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.5 ст.24, ч.9 ст.32 Закона, п.п.11, 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Предписание об устранении нарушений Закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 года N1085 не выдавать в связи с отказом Заказчика от проведения закупки.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 7 апреля 2015 г. N 578/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2015