Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 апреля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Ю.В. Моргунова А.С. Грачева, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Ростовская Сервисная Система" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова" при проведении электронного аукциона N 0358100014415000009 "Оказание услуг по комплексной уборке нежилых зданий, расположенных по адресу: г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132 (Литера - А, З, У, Ж); нежилого здания, расположенного по адресу: г. Новочеркасск, ул. Михайловская 129 (Литер А); нежилого здания, расположенного по адресу: г. Новочеркасск, ул. Б. Хмельницкого 141 (Литер В)" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Вербицкая М.П.), Заявителя (Султангильдина Н.В., Иванова В.С.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель указал, что им в качестве обеспечения исполнения контракта представлена Заказчику банковская гарантия. Срок действия указанной гарантии покрывает срок выполнения работ по контракту. Сумма, подлежащая уплате Бенефициару по гарантии 549 360, 00 рублей, что не соответствует требованиям Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель не имел умысла в предоставлении ненадлежащей банковской гарантии. Заказчик не дал возможности Заявителю внести соответствующие изменения в гарантию.
Заказчик, по мнению Заявителя, необоснованно принял решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта и неправомерно не известил его в установленный срок о несоответствии гарантии требованиям Закона.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик указал, что Заявитель проинформирован об отказе в принятии банковской гарантии через оператора электронной площадки, сайт закупок.
Несоответствие срока действия банковской гарантии требованиям Заказчика является основанием для отказа в принятии банковской гарантии.
Несоответствие суммы банковской гарантии, подлежащей уплате гарантом заказчику, требованиям Закона является основанием для отказа в принятии банковской гарантии.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
03.03.2015 г. на официальном сайте закупок, электронной торговой площадке Заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 746 800.00 рублей.
1) Согласно протоколу N2/01 АЭФ-15 от 17.03.2015 г. рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N01 АЭФ-15, размещенном на сайте закупок 17.03.2015 г., победителем по итогам проведения торгов признан Заявитель с заявленной ценой контракта - 2 060 100,00 рублей.
28.03.2015 г. Заказчик через оператора электронной торговой площадки получил проект контракта, подписанный ЭЦП Заявителя, и обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии N 38727 от 26.03.2015 г. на сумму 549 360, 00 рублей.
Срок действия указанной гарантии "с 01.04.2015 г. по 31.01.2016 г. включительно" (п. 1. 4 гарантии).
Согласно требованиям документации:
срок оказания услуг: с 01.04.2015 г. по 31.12.2015 г.;
срок действия договора: с момента подписания по 20.02.2016 г., а в части взаиморасчетов до полного исполнения обязательств сторонами (п. 7. 1 проекта контракта).
Заказчик производит оплату не позднее 20 банковских дней со дня подписания сторонами акта оказанных услуг (п. 4. 4 проекта контракта).
Пункт 5 ч. 2 ст. 45 Закона предусматривает, что банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований ст. ст. 44 и 96 Закона.
Часть 3 ст. 96 Закона закрепляет, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является, в том числе, несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 ст. 45 Закона.
Срок действия банковской гарантии Заявителя не покрывает срок действия контракта.
На основании указанных норм право, Заказчиком принято правомерное решение об отказе в принятии банковской гарантии N 38727 от 26.03.2015 г.
На основании ч. 5, 7 ст. 45 Закона в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня поступления банковской гарантии, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Из п. 14 Приложения к Письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28и-1889 следует, что по результатам рассмотрения составлять какой-либо документ не требуется, так как результатом рассмотрения в трехдневный срок банковской гарантии является либо признание ее как документа, обеспечивающего исполнение контракта, либо признание такой банковской гарантии не соответствующей требованиям документации о закупке и, как следствие, незаключение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предоставившим такую банковскую гарантию, и признание такого поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонившимся от заключения контракта.
Форма отказа в принятии банковской гарантии равно как и необходимость оформления подобного отказа в виде отдельного документа законодательством не предусмотрены.
30.03.2015 г. Заказчиком сформирован протокол об отказе в заключении контракта. Протокол размещен на сайте закупок 31.03.2015 г.
Протокол содержит причины, послужившие основанием для отказа в принятии банковской гарантии с указанием положений документации и положений банковской гарантии.
В протоколе указано о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Требования ч.ч. 5, 7 Закона Заказчиком исполнены.
Помимо прочего, согласно ч. 2 ст. 37 Закона, если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 3 ст. 37 Закона к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Достоверно установлено, что заявка Заявителя, в том числе, вторая часть, не содержали информации, подтверждающей добросовестность участника закупки.
Размер обеспечения исполнения контракта составляет 20% от начальной цены контракта - 549 360, 00 рублей (п. 8.2.1 проекта контракта).
Заявителем предложена цена контракта на 25% ниже начальной цены контракта.
Заявителем представлена банковская гарантия на сумму 549 360, 00 рублей.
Указанная сумма не отвечает требованиям ч. 2 ст. 37 Закона.
Заявителем представлено обеспечение исполнения контракта в размере, не превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации.
Согласно ч. 3 ст. 70 Закона в случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Закона.
Согласно ч. 13 ст. 70 Закона победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
На основании указанных норм право, Заказчиком правомерно не заключен контракт с Заявителем; Заявитель обосновано признан уклонившимся от заключения контракта.
2) В положениях ч. 1 ст. 31 Закона предусмотрен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона информация об установленных заказчиком единых и дополнительных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 31 Закона указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Требования Заказчика к участникам закупки (ч.ч. 1, 1.1 ст. 31 Закона) установлены в п. 27 информационной карты.
Извещение о проведении закупки содержит требования Заказчика в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 1.1 ст. 31 Закона.
Иные требования к участникам закупки (п.п. 3, 4, 5, 7, 9 ч. 1 ст. 31 Закона) извещение не содержит.
Заказчиком нарушена ч. 5 ст. 31 Закона.
3) Согласно п. 28 информационной карты к участникам закупки установлены требования: "отсутствие в предусмотренном N44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в том числе, в соответствии с ч. 21 ст. 112 Закона N 44-ФЗ)".
Согласно ч. 21 ст. 112 Закона в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчик вправе устанавливать при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, сформированном в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Извещение о требованиях к участникам закупки содержит следующую информацию: требование об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица (в соответствии с частью 1.1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 63 Закона в извещении о проведении аукциона заказчик указывает:
2) требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона сведения, указанные в документации, должны соответствовать информации, приведенной в извещении.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона в части наличия разночтений относительно требований к участникам Закупки.
4) Согласно ч. 3 ст. 45 Закона в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Данное требование Заказчиком установлено в документации.
В извещении данная информация отсутствует.
Заказчиком нарушена ч. 3 ст. 45 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ростовская Сервисная Система" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст. 31, ч. 3 ст. 45, ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения законодательства не повлияли на результаты закупки.
4. Электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий в отношении данной закупки.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Ю.В. Моргунова
А.С. Грачева
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2015