Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 мая 2015 г. N 926/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 926/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300014015000003 "Закупка мебели для оснащения 220 мест по объекту: "Строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест г.Гуково поселок ш Антрацит" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Куприковой Н.С.), представителя Привлеченного лица (Новиковой М.Н.), в отсутствие представителя Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловался отказ в допуске к участию в аукционе.
По мнению Заявителя, его заявка полностью соответствовали требованиям Закона и документации об аукционе, а комиссия Заказчика действовала с нарушениям Закона.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
Представитель Привлеченного лица полагала признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300014015000003 от 27.04.2015 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 2 284 240,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 06.05.2015 года в 09 часов 00 минут.
Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок от 08.05.2015 года по аукциону N0158300014015000003:
- на участие в аукционе подано 7 заявок под номерами: 5901814, 4845620, 5238221, 9509224, 4857940, 6552978 (Заявитель), 6965009;
- участникам закупки, подавшим заявки NN5901814, 4845620, 5238221, 9509224, 6552978 (Заявитель), 6965009, отказано в допуске к участию в аукционе;
- участник закупки, подавший заявку N4857940, допущен к участию в аукционе.
В силу ч.4 ст.67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчик, в том числе, установил обязанность участника указать в заявке конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе.
Внеплановой проверкой установлено, что согласно позиции 6 раздела 10 Техническое задание документации об аукционе Заказчику для поставки требовался следующий товар:
6 |
Набор мебели Стенка детская "Теремок" |
Размер не менее 2800х350х1600 должна состоять из трех секций, соединенных между собой шестью полками из ЛДСП. Боковые секции должны иметь одну открытую нишу, две ниши закрытых двумя дверями и полукруглую надстройку. Секции должны завершаться тремя угловыми полками. Средняя секция должна иметь две открытые ниши, две ниши закрытых двумя дверями и полукруглую надстройку. Изготовлена из ЛДСП, класс эмиссии Е1/Е2 содержание формальдегида менее 30 мг на 100г плиты, кромка ПВХ 2 мм, ножки-опоры регулируемые высотой 42 мм, на дверях ручки-кнопки |
Согласно п.5.2 "ГОСТ 10632-2007. Межгосударственный стандарт. Плиты древесно-стружечные. Технические условия" (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 29.08.2007 N 219-ст) в зависимости от содержания формальдегида плиты изготовляют двух классов эмиссии, указанных в таблице 4:
Таблица 4
|
|
Класс эмиссии формальдегида |
Содержание формальдегида, мг на 100 г абсолютно сухой плиты |
Е1 |
До 8,0 включ. |
Е2 |
Св. 8,0 до 30,0 включ. |
В заявке участника N6552978 (Заявитель), по указанному товару сделано следующее предложение:
6 |
Набор мебели Стенка детская "Теремок" Товарный знак отсутствует. Производитель ООО "А-Студия", г. Ростов-на-Дону, Россия |
Размер 2800х350х1600 мм состоит из трех секций, соединенных между собой шестью полками из ЛДСП. Боковые секции имеют одну открытую нишу, две ниши закрытых двумя дверями и полукруглую надстройку. Секции завершаются тремя угловыми полками. Средняя секция имеет две открытые ниши, две ниши закрытых двумя дверями и полукруглую надстройку. Изготовлена из ЛДСП, класс эмиссии Е1 содержание формальдегида 10 мг на 100г плиты, кромка ПВХ 2 мм, ножки-опоры регулируемые высотой 42 мм, на дверях ручки-кнопки. |
Таким образом, заявка Заявителя в части указания "класс эмиссии Е1 содержание формальдегида 10 мг на 100г плиты" содержит недостоверные сведения.
Аукционная комиссия Заказчика, отказывая участнику N6552978 (Заявитель), в допуске к участию в электронном аукционе, действовала в соответствии с ч.4 ст.67 Закона. Довод жалобы Заявителя следует признать необоснованным.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в т.ч. следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Объектом настоящего аукциона является поставка мебели.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что формируя документацию об аукционе, заказчик определяет: перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо дать предложения; перечень показателей, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные значения.
Следовательно, определяя минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом, Заказчик должен учитывать ранее обозначенный запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность для субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
При этом, Заказчику, на стадии подготовки документации, при установлении требований к показателям товара и возложении на участников закупки обязанности по указанию конкретных значений таких показателей, необходимо учитывать следующее.
Отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний.
В разделе 10 Техническое задание документации об аукционе Заказчик по товару "Набор мебели Стенка детская "Теремок" (позиция 6) установил, в том числе, следующие требования: "класс эмиссии Е1/Е2 содержание формальдегида менее 30 мг на 100г плиты".
В документацию об аукционе Заказчик включил Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. В указанной инструкции Заказчик, в том числе, установил требование об указании в заявках конкретных показателей поставляемых товаров.
Анализируя названные положения документации, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик потребовал от участников закупки указания конкретного значения показателя "содержание формальдегида" без слов "менее", то есть конкретизировать максимальное значение, установленное в документации.
В соответствии с п.7.11 "ГОСТ 10632-2007. Плиты древесно-стружечные. Технические условия" содержание формальдегида определяется по результатам испытаний по ГОСТ 27678.
Таким образом, применительно к приведенному товару конкретные значения показателя "содержание формальдегида" возможно указать только по результатам испытаний готовой продукции.
Следовательно, исполнить требования Закона в части указания конкретных значений применительно к данным показателям способен только участник, имеющий этот товар в наличии.
Вместе с тем, Закон не возлагает на участников закупки обязанности по приобретению товара, используемого при выполнении работ, на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе лиц, не имеющих в наличии товар, требования к которому установил Заказчик, а планирующих закупить такой товар в случае заключения контракта на выполнение работ.
Исследовав и оценив указанные обстоятельства, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что установив требование к показателю "содержание формальдегида", возложив на участника обязанность представить в заявке конкретное значение такого показателя, заказчик ограничил круг участников хозяйствующими субъектами, имеющими данный товар в наличии, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Аналогичное нарушение Закона выявлено при описании Заказчиком товара "вешалка для полотенец напольная".
Кроме того, такие требования документации создают ситуацию, при которой приоритет имеет формальное заполнение заявки, ее соответствие документации, а не достоверность сведений и (или) информации, указанной в данной заявке.
Закон является универсальным, применимым для различного рода товаров, работ, услуг, ввиду чего применение той или иной нормы данного Закона должно осуществляться с учетом обычаев делового оборота, требований разумности, добросовестности, общих начал и смысла гражданского законодательства.
Согласно п.3 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Участники закупки должны действовать добросовестно.
Установление однозначного, безальтернативного требования о необходимости указания в заявках на участие в аукционе конкретных показателей товаров, которые в силу своей физической природы (специфики), технических документов и иного, могут быть указаны в диапазоне, в частности, на стадии подачи заявок, противоречит основам гражданского законодательства.
Согласно п.3.2.1 ГОСТ 10632-2007 плиты подразделяют по содержанию формальдегида - на классы эмиссии Е1, Е2:
Класс эмиссии формальдегида плит |
Применение плит |
Е1 |
Для производства бытовой мебели и мебели для общественных помещений, а также изделий, эксплуатируемых внутри жилых помещений |
Е2 |
Для производства изделий, эксплуатируемых вне жилых помещений |
В силу п.5.2 ГОСТ 10632-2007 содержание формальдегида, мг на 100 г абсолютно сухой плиты для класса эмиссии Е1 - до 8, для Е2 до 30.
Заказчик, установив требования по позициям 6 (набор мебели) и 19 (вешалка) Технического задания "класс эмиссии Е1/Е2 содержание формальдегида менее 30 мг на 100г плиты" и допустив к поставке мебель из плит с эмиссией Е2 (для эксплуатации вне жилых помещений), тем самым использовал при составлении описания объекта закупки нестандартные требования по указанным товарам, что является нарушением ч.1 ст.64 Закона.
Данное нарушение Закона привело к отказу в допуске к участию в аукционе участникам закупки, подавшим заявки NN5901814, 4845620, 5238221, 9509224, 6552978 (Заявитель).
Кроме того, в Техническом задании документации об аукционе Заказчиком не указаны единицы измерения при описании требований к размерам следующих товаров:
1 |
Кровать детская |
размер ложа 1400х600 |
2 |
Стол детский прямоугольный регулируемый по высоте 1-3 группа |
Размер не менее 1040х550, |
3 |
Стол детский полукруглый регулируемый по высоте 1-3 группа |
Размер не менее 1040х520. Под столешницей должна быть рамка из трубы не менее 20х20. |
6 |
Набор мебели Стенка детская "Теремок" |
Размер не менее 2800х350х1600 |
7 |
Набор мебели Стенка детская "Машина" |
Размер не менее 2810х350х1364. |
8 |
Набор мебели Стенка детская "Домик N3" |
Размер не менее 1768х350х1600. |
9 |
Деткая игровая зона "Магазин" |
Размер не менее 1000х400х1300 и не более 1050х420х1350 |
10 |
Деткая игровая зона "Больница N 2" |
Размер не менее 1430х990х1000 |
11 |
Деткая игровая зона "Кухня малая" |
Размер не менее 1300х460х1300, столешница овальной формы не менее 1300х420. На столешнице должна быть надстройка размером не менее 720х400х400 |
12 |
Деткая игровая зона "Парикмахерская N 2" |
Размер не менее 800х350х1050 |
13 |
Шкаф для детской одежды и обуви 2-х секционный |
Размер не менее 600х340х1400, дно шкафа должно представлять собой сварную рамку из трубы не менее 25х25 |
14 |
Шкаф для сушки посуды |
Размер не менее 800х300х720 |
15 |
Шкаф для посуды |
Размер не менее 850х400х1866 и не более 855х420х1870 |
16 |
Шкаф для уборочного инвентаря |
Размер не менее 850х400х1866 |
17 |
Стеллаж для спортивного инвентаря |
Размер не менее 2500х400х1700 и не более 2550х450х1750 |
18 |
Банкетка для раздевалки |
Размер не менее 1200х330х300, ножки из трубы не менее 25х25. |
19 |
Вешалка для полотенец напольная |
Размер не менее 820х150х990 |
20 |
Стол детский для занятий и рисования регулируемый по высоте 1-4 группа |
В верхней части столешницы должен иметься зажим для фиксации листа бумаги и лоток для письменных принадлежностей из полистерола размером не менее 240х35. |
21 |
Стол-парта логопедический регулируемый |
Размер не менее 1000х500х1200. |
Следовательно, Заказчик, не указав в Техническом задании единицы измерения по товарам, необходимым к поставке, фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 мая 2015 г. N 926/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2015