Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалоб ООО "МПК" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Федерального бюджетного учреждения науки "Ростовский научно-исследовательский институт микробиологии и паразитологии" при проведении электронного аукциона N 0358100006415000007 "Оказание услуг по техническому обслуживанию оборудования систем охранно-пожарной сигнализации, оповещения о пожаре на объектах Ростовского научно-исследовательского института микробиологии и паразитологии (закупка в соответствии со статьей 30 Федерального закона N44-ФЗ только среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций)" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Лагутина А.П.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.
Документацией предусмотрена передача на ответственное хранение оборудования на время действия контракта.
Данное требование Заявитель полагает неправомерным.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик указал, что оспариваемое Заявителем требование установлено с целью исключения простоев в работе пожарно-охранной сигнализации при выходе ее из строя. Наличие подменного оборудования позволит Заказчику незамедлительно привести систему пожарно-охранной сигнализации в работу.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
27.02.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации Заказчиком опубликовано извещение о проведении электронного аукциона.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 776 666.67 рублей; дата и время окончания срока подачи заявок - 23.03.2015 09:00.
1) В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требования к наличию у участника производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Учитывая приведенные нормы права, документация должна содержать описание, характеристики исключительно в отношении закупаемых услуг.
Предметом закупки являются услуги по техническому обслуживанию оборудования систем охранно-пожарной сигнализации, оповещения о пожаре.
Техническое обслуживание это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования (изделий, деталей) в процессе технической эксплуатации, хранения и транспортировки.
Техническое обслуживание это мероприятия профилактического характера, проводимые систематически, принудительно через установленные периоды, включающие определённый комплекс работ.
Заказчиком в документации сформирован перечень обслуживаемого оборудования.
Пунктом 10 информационной карты установлено представление участниками закупки документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг - копия действующей Лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ N 1225 от 30.12.2011 года "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"):
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В ст. 780 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Договором не предусмотрено право лица на исполнение услуг по контракту с привлечением соисполнителей.
Участниками данной закупки могут быть лица, обладающие соответствующими разрешительными документами - лицензиями, указанным в п. 10 информационной карты.
Вместе с тем, Заказчик предусмотрел передачу ему на хранение "оборудования, передаваемого Исполнителем Заказчику на ответственное хранение (подменное оборудование)".
Данное оборудование, по мнению Заказчика, необходимо ему с целью обеспечения бесперебойной работы пожарно-охранной системы.
В случае выхода из строя какого-либо имеющегося оборудования, оборудование из данного фонда подлежит использованию Заказчиком, а по истечению срока действия контракта, возвращению Исполнителю.
Данное оборудование не является необходимым для осуществления мероприятий, направленных на поддержание работоспособности производственного оборудования (изделий, деталей) в процессе технической эксплуатации.
Данное оборудование не является необходимым для осуществления указанных мероприятий в отношении имеющегося у Заказчика оборудования.
Подменное оборудование не является объектом закупки услуг.
Фактически Заказчику необходима передача на хранение иного оборудования, оборудования, не имеющегося у него на балансе, а следовательно, оборудования, в отношении которого не подлежит оказание услуг по предмету контракта - услуг по техническому обслуживанию.
Частью 2 ст. 8 Закона установлен запрет на совершение заказчиками действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Передача на хранение подменного оборудования не является лицензируемым видом деятельности.
Участники закупки вправе принимать участие в торгах на поставку данного оборудования без наличия каких-либо разрешительных документов, в частности, лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Заказчиком в один лот объединены услуги по техническому обслуживанию имеющегося оборудования и передача на ответственное хранение нового оборудования.
Заказчиком в один лот объединены услуги, выполнение которых требует от участников торгов соответствующих лицензий, и передача на хранение товара, осуществление которой возможно без наличия таковых документов.
Заказчиком ограничен круг участников торгов.
Подобные действия Заказчика являются нарушением ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 64 Закона, ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2) В положениях ч. 1 ст. 31 Закона предусмотрен исчерпывающий перечень единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона информация об установленных заказчиком единых и дополнительных требованиях в соответствии с ч.ч. 1, 1.1, 2 ст. 31 Закона указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Требования Заказчика к участникам закупки (ч.ч. 1, 1.1 ст. 31 Закона) установлены в п. 9 информационной карты.
Извещение о проведении закупки содержит требования Заказчика в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 1.1 ст. 31 Закона.
Иные требования к участникам закупки (п.п. 3, 4, 5, 7, 9 ч. 1 ст. 31 Закона) извещение не содержит.
Заказчиком нарушена ч. 5 ст. 31 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МПК" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8, ч. 5 ст. 31, ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание об аннулировании закупки.
5. Электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 27 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2015