Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 апреля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Донпассажиртранс" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Управления социальной защиты населения Администрации Шолоховского района Ростовской области при проведении открытого конкурса N 0358300036115000009 "Размещение заказа на оказание автотранспортных услуг по доставке детей из малоимущих семей к месту отдыха и обратно в летний период 2015 года" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заказчика (Щиповская Л.Г.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель полагает, что ряд критериев оценки заявок на участие в конкурсе являются необоснованными. К таким критериям относятся: лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек; наличие ГЛОНАСС ли ГЛОНАСС/GPS.
Заказчик представил пояснения по существу спора.
Заказчик указал о том, что оспариваемые Заявителем позиции исключены путем внесения соответствующих изменений в конкурсную документацию.
Доводы жалобы Заказчик признал.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
13.04.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет: для лота N 1 - 118 387.20 рублей; для лота N 2 - 71 226.40 рублей; для лота N 3 - 82 320.00 рублей; для лота N 4 - 120 787.20 рублей.
1) В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.
Следовательно, Заказчик обязан включить в состав конкурсной документации требование к наличию в заявке участника закупки документов, подтверждающих его соответствие пункту 1 части 1 статьи 31 Закона только в случае, если такое требование устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по предмету торгов.
В силу п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Согласно п. 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280, в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:
- регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
- регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом определяют порядок организации и осуществления перевозок детей, основные обязанности и ответственность должностных лиц и водителей автобусов, осуществляющих организацию и перевозку детей к местам отдыха и обратно по разовому заказу или туристско-экскурсионному маршруту. Данные рекомендации разработаны для всех юридических и физических лиц, участвующих в перевозках организованных детских коллективов.
Заказные перевозки лицензированию не подлежат.
Заявка согласно п. 11. 2 информационной карты должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса: исполнитель обязан иметь и предоставить копию лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Требование Заказчика о необходимости представления в составе заявки оспариваемой лицензии установлено в нарушение требований действующего законодательства.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона.
Приложение N 1 к информационной карте содержит установленный Заказчиком порядок оценки заявок.
Оценка заявок по нестоимостному критерию "квалификация участника закупки" оценивается, в том числе, по следующему показателю:
лицензия на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек |
20 |
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона установлено, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком показатель не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием на законодательном уровне требования о наличии лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек в рамках исполнения данного контракта.
Заказчиком нарушены ч. 1 ст. 50 Закона, п. 3 Правил.
Нарушение Закона в данной части Заказчиком добровольно устранено 24.04.2015 г. путем внесения изменений в документацию.
2) Правительством РФ утверждены Правила организованной перевозки группы детей автобусами (Постановление от 17 декабря 2013 г. N 1177).
В соответствии с пунктом 3 Правил для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.06.2014 N 579 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177" вступление в силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 переносится на 1 июля 2015 года (Постановления Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 и от 23.06.2014 N 579; Информация Ростуризма).
Услуга подлежит оказанию в период с июня 2015 года по август 2015 год (пункт 4 информационной карты).
Приложение N 1 к информационной карте содержит установленный Заказчиком порядок оценки заявок.
Оценка заявок по нестоимостному критерию "квалификация участника закупки" оценивается, в том числе, по следующим показателям:
наличие ГЛОНАССА или ГЛОНАССА/GPS |
наличие тахографа |
Учитывая фактические обстоятельства дела, в том числе, период оказания услуг, Ростовское УФАС России полагает возможным использовать приведенные показатели в качестве таковых.
Вместе с тем, согласно п. 11. 2 информационной карты заявка должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом конкурса - Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом от 21 сентября 2006 г., Постановление Правительство Российской федерации от 17 декабря 2013 г. N1177 г. Москва: автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции, техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а так же аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Указанное формирование требований к составу заявки либо участнику закупки не позволяет определить что именно желает видеть и (или) получить Заказчик: документы (сертификаты), подтверждающие наличие системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, декларацию о наличии указанной аппаратуры или иное.
Подобное формирование требований нарушает положения действующего законодательства.
Заказчик нарушил ч. 1 ст. 50 Закона в части формирования требований к составу заявки на участие в конкурсе.
Нарушение Закона в данной части Заказчиком устранено добровольно 24.04.2015 г. путем внесения изменений в документацию.
3) Согласно ч. 12 ст. 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Согласно ч. 20 ст. 95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику.
Согласно п. 15. 9 проекта контракта решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Согласно п. 15. 17 проекта контракта решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику.
Заказчиком нарушена ч.ч. 12, 20 ст. 95 Закона.
4) Согласно ч. 1 ст. 50 Закона документация должна содержать сведения, указанные в извещении.
Согласно ч. 3 ст. 49 Закона в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.
Требования к участникам закупки установлены в ст. 31 Закона.
Статья 31 Закона в редакции от 04.06.2014 г. не предусматривает требование к правомочности участника закупки заключать контракт.
Ранее данное требование содержалось в п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона.
Согласно п.п. 2 п. 2.1 документации участнику закупки должны соответствовать, в том числе, следующему требованию: правомочность участника закупки заключать контракт.
Согласно п. 6. 1 документации заявка должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с под пунктами 1 и 2 пункта 2.1. настоящей конкурсной документации, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с под пунктами 3-7 пункта 2.1. настоящей конкурсной документации - подпункт г) пункта 1 части 2 статьи 51 Закона.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 50 Закона в части установления требований к участникам закупки и содержанию заявки на участие в конкурсе.
5) Как указано в ч. 7 ст. 34 Закона пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 6 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Заказчиком требования Закона в данной части не исполнены.
Согласно п. 5.3.1 проекта контракта "в случае нарушения Исполнителем срока оказания услуг, пеня, начисляемая за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим контрактом и фактически исполненных Исполнителем".
Заказчиком нарушена ч. 7 ст. 34 Закона.
7) На основании п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно п. 3 Правил оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в конкурсной документации должны быть указаны критерии оценки заявок участников конкурса и прописан четкий порядок оценки заявки участника по предусмотренным критериям.
Согласно конкурсной документации критерии оценки заявок (нестоимостные), содержание конкурсной заявки, требования к оказываемой услуге идентичны.
Заказчиком нарушены ч. 1 ст. 50 Закона, п. 3 Порядка.
8) В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация месте оказания услуги.
Согласно извещению местом оказания услуг следует считать следующее: "Российская федерация, Ростовская обл, Шолоховский р-н, Вешенская ст-ца, ул. Шолохова, 54".
Согласно документации местом оказания услуг являются:
ООО "Золотой берег""" расположенный: Ростовская область, Неклиновский район, пос. Дмитриадовка, ул. Красноармейская, 25;
ООО "ЦДиЮП "Мир"" расположенный: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Дзержинского, д.119.
Заказчиком нарушен п. 2 ст. 42 Закона в части неоднозначного определения места оказания услуг.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Донпассажиртранс" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 34, п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 50, ч.ч. 12, 20 ст. 95 Закона, п. 3 Правил.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание:
отменить сформированные протоколы;
внести изменения в документацию путем устранения нарушений ч. 7 ст. 34, п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 50, ч.ч. 12, 20 ст. 95 Закона, п. 3 Правил как то указано в настоящем решении;
продлить срок подачи заявок в соответствии со ст. 50 Закона;
совершить дальнейшие действия в соответствии с требованиями Закона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 29 апреля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2015