Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 мая 2015 г. N 774/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 774/03, 800/03 по жалобам Заявителя-1, Заявителя-2, Заявителя-3, Заявителя-4, Заявителя-5 о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300044815000071 "Определение подрядчика на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия по ул. Куйбышева от ул. Северная до ул. Кирова в городе Батайске Ростовской области" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя-2 (Калашникова М.А.), представителя Заявителя-3 (Бондаренко Н.А.), представителя Заявителя-4 (Кураева В.Ф.), представителя Заказчика (Зыкова Д.В.), представителя Уполномоченного органа (Щербина Е.А.) в отсутствие представителя Заявителя-1, представителя Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя-1 на положения документации об аукционе и жалобы Заявителя-2, Заявителя-3, Заявителя-4, Заявителя-5, в которых обжаловался отказ в допуске к участию в аукционе.
По мнению Заявителя-1 документация об аукционе не соответствует требованиям Закона. По мнению Заявителя-2, Заявителя-3, Заявителя-4, Заявителя-5, их заявки полностью соответствовали требованиям Закона и документации об аукционе, а комиссия Заказчика действовала с нарушениями Закона.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300044815000071 от 10.04.2015 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 20 844 155,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 27.04.2015 года в 10 часов 00 минут.
Согласно доводам жалобы Заявителя-1 Заказчик в документации об аукционе установил требование об указании в заявке конкретного показателя "глубина проникания иглы" по товару битум. Заявитель считает, что, тем самым, Заказчик нарушил ч.1 ст.64 Закона, поскольку конкретное значение данного показателя можно получить только по результатам соответствующих испытаний имеющегося в наличии у участника товара.
Согласно ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в т.ч. следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Объектом настоящего аукциона являются работы по ремонту асфальтобетонного покрытия.
Из совокупного анализа приведенных норм следует, что формируя документацию об аукционе, заказчик определяет: перечень товаров, в отношении которых участнику закупки необходимо дать предложения; перечень показателей, в отношении которых участнику закупки необходимо указать конкретные значения.
Следовательно, определяя минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом, Заказчик должен учитывать ранее обозначенный запрет на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов должно исключить возможность для субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
При этом, Заказчику, на стадии подготовки документации, при установлении требований к показателям товара и возложении на участников закупки обязанности по указанию конкретных значений таких показателей, необходимо учитывать следующее.
Отдельные значения показателей товаров представляют собой величины, которые возможно установить только применительно к имеющимся товарам, по результатам проведения испытаний.
В разделе V "Техническая часть (наименование и описание объекта закупки") документации об аукционе Заказчик по товару "битум" (позиции 1 и 4) установил, в том числе, следующие требования:
В документацию об аукционе (п.53 Информационной карты) Заказчик включил Инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе. В указанной инструкции Заказчик, в том числе, установил: "показатели, сопровождающиеся словами "не менее", "от", "более", "выше", "свыше", "св.", "не ниже", "шире", "минимальное значение", "min", а также указанные в столбце "Минимальное значение" - являются минимальными, показатели сопровождающиеся словами "не более", "до", "менее", "не выше", "ниже", "уже", "максимальное значение", "максимально допустимое", "max", а также указанные в столбце "Максимальное значение" - являются максимальными. При формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение установленного заказчиком минимального (максимального) показателя".
Анализируя названные положения документации, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчик потребовал от участников закупки указания конкретных значений показателей "глубина проникания иглы при 25°С" и "глубина проникания иглы при 0°С" без слов "не менее", конкретизировать минимальные и минимальные значения, установленные в документации.
В соответствии с "ГОСТ 22245-90. Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 12.02.1990 года N 191) глубина проникания иглы определяется по ГОСТ 11501-78 по результатам испытаний.
Таким образом, применительно к приведенному товару конкретные значения показателей "глубина проникания иглы при 25°С" и "глубина проникания иглы при 0°С" возможно указать только по результатам испытаний готовой продукции.
Следовательно, исполнить требования Закона в части указания конкретных значений применительно к данным показателям способен только участник, имеющий этот товар в наличии.
Вместе с тем, Закон не возлагает на участников закупки обязанности по приобретению товара, используемого при выполнении работ, на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Таким образом, данное требование необоснованно ограничивает участие в аукционе лиц, не имеющих в наличии товар, требования к которому установил Заказчик, а планирующих закупить такой товар в случае заключения контракта на выполнение работ.
Исследовав и оценив указанные обстоятельства, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что установив требование к показателю "глубина проникания иглы при 25°С" и "глубина проникания иглы при 0°С", возложив на участника обязанность представить в заявке конкретное значение такого показателя, заказчик ограничил круг участников хозяйствующими субъектами, имеющими данный товар в наличии, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Аналогичное нарушение Закона выявлено при описании Заказчиком товара "асфальтобетонная смесь", "камни бортовые", "кирпич", "раствор".
Кроме того, такие требования документации создают ситуацию, при которой приоритет имеет формальное заполнение заявки, ее соответствие документации, а не достоверность сведений и (или) информации, указанной в данной заявке.
Закон является универсальным, применимым для различного рода товаров, работ, услуг, ввиду чего применение той или иной нормы данного Закона должно осуществляться с учетом обычаев делового оборота, требований разумности, добросовестности, общих начал и смысла гражданского законодательства.
Согласно п.3 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Участники закупки должны действовать добросовестно.
Установление однозначного, безальтернативного требования о необходимости указания в заявках на участие в аукционе конкретных показателей товаров, которые в силу своей физической природы (специфики), технических документов и иного, могут быть указаны в диапазоне, в частности, на стадии подачи заявок, противоречит основам гражданского законодательства.
Согласно "Протоколу рассмотрения первых частей заявок" от 20.04.2015 года по аукциону N0158300044815000071:
- на участие в аукционе подано 11 заявок под номерами: 6, 7, 8, 9 (ООО "Веселовское ДСУ", Заявитель-4), 11 (ООО "РостовАвтоДорСтрой", Заявитель-2), 12, 13, 14 (ООО "Автобан", Заявитель-3), 15 (ООО "СпецКапСтройРостов", Заявитель-5), 16;
- всем участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе.
В силу ч.4 ст.67 Закона участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с п.2 и п.3 ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе Заказчик, в том числе, установил:
в Разделе V документации об электронном аукционе указаны минимальные и максимальные значения показателей, используемых для определения эквивалентности товаров, а также значения показателей, которые не могут изменяться (при этом не подлежат конкретизации показатели, установленные в смете).
Внеплановой проверкой установлено, что согласно разделу V "Техническая часть (наименование и описание объекта закупки") документации об аукционе Заказчику для выполнения работ, являющихся предметом аукциона, требовался товар "гвозди" со следующими характеристиками:
Согласно п.2 "ГОСТ 4028-63. Гвозди строительные. Конструкция и размеры" (утв. Госстандартом СССР от 06.08.1963 N 567) конструкция и размеры строительных гвоздей с конической головкой должны соответствовать указанным на черт. 2, 3, 4 и в табл. 2.
Гвозди круглые
Таблица 2
мм
------------------------------------------------------------------ Условный диаметр |Длина гвоздя| Размер a | Наименьший диаметр стержня d | l | | головки D ------------------+------------+-------------+-------------------- 1,8 | 32 | - | 3,5 | 40 | | | 50 | | | 60 | | ------------------+------------+-------------+-------------------- 2,0 | 40 | 1,75 | 4 | 50 | | ------------------+------------+-------------+-------------------- 2,5 | 50 | 2,2 | 5 | 60 | | ------------------+------------+-------------+--------------------
В заявках участников NN11 (Заявитель-2) и 12 по товару "гвозди" сделано следующее предложение:
Таким образом, заявки участников NN11 (Заявитель-2) и 12 соответствует требованиям Закона и положениям документации об аукционе.
Аукционная комиссия Заказчика, отказывая участникам NN 11 (Заявитель-2), 12 в допуске к участию в электронном аукционе, действовала с нарушением ч.5 ст.67 Закона.
Согласно разделу V "Техническая часть (наименование и описание объекта закупки") документации об аукционе Заказчику для выполнения работ, являющихся предметом аукциона, требовался товар "смеси асфальтобетонные", в том числе, со следующими характеристиками:
В заявках, поданных участниками NN14 (ООО "Автобан", Заявитель-3), 15 (ООО "СпецКапСтройРостов", Заявитель-5), отсутствует предложение о прерывистых составах минеральной части асфальтобетонной смеси.
Аукционная комиссия Заказчика, отказывая участникам NN NN14 (ООО "Автобан"), 15 (ООО "СпецКапСтройРостов"), в допуске к участию в электронном аукционе, действовала в соответствии с ч.4 ст.67 Закона.
Согласно разделу V "Техническая часть (наименование и описание объекта закупки") документации об аукционе Заказчику для выполнения работ, являющихся предметом аукциона, требовался товар "смеси асфальтобетонные", в том числе, со следующими характеристиками:
В заявке, поданной участником N9 (ООО "Веселовское ДСУ") по данной позиции сделано следующее предложение:
Марка щебня по морозостойкости |
|
|
100 |
|
Согласно п. 4.6.2 "ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" введен в действие Постановлением Госстроя РФ от 17.06.1994 N 18-43) щебень и гравий по морозостойкости подразделяют на следующие марки: F15; F25; F50; F100; F150; F200; F300; F400.
Таким образом, показатель марки по марке морозостойкости, указанный участником в заявке, не соответствует требованиям Закона и документации об аукционе.
Аукционная комиссия Заказчика, отказывая участнику N9 (ООО "Веселовское ДСУ") в допуске к участию в электронном аукционе, действовала в соответствии с ч.4 ст.67 Закона.
Согласно ч.2 ст.31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.3 ст.31 Закона перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу ч.4, ч.5 ст.31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям (далее - Постановление N99).
В п.2 Приложения N1 к Постановлению N99 установлены дополнительные требования для участников электронных аукционов по закупке работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка". В качестве документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 установлены: "копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе".
Предметом рассматриваемой закупки является ремонт автодороги (код по ОКПД 45.23.12) с начальной (максимальной) ценой контракта 20 844 155,00 рублей. Следовательно, к участникам данной закупки Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 года N 99 установлены указанные выше дополнительные требования.
Заказчик в документации об аукционе указанные дополнительные требования к участникам закупки не установил, что является нарушением ч.4 ст.31 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "БАСК" и ООО "РостовАвтоДорСтрой" обоснованными.
2. Признать жалобы ООО "Автобан", ООО "Веселовское ДСУ", ООО "СпецКапСтройРостов" необоснованными.
3. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившим ч.4 ст.31, ч.1 ст.64 Закона.
4. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч.5 ст.67 Закона.
5. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
6. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа, членов аукционной комиссии Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 мая 2015 г. N 774/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2015