Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 19 мая 2015 г. N 226/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.;
специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Борисовой В.М.
В присутствии представителей:
от заказчика - Денина В.В., Семенцова А.И.
от заявителя - представители, уведомленные надлежащим образом, не прибыли.
Рассмотрев жалобу ООО "СнабМонолит" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Правительства Сахалинской области" (далее - Заказчик), по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту "Строительство здания для размещения мирового судьи по адресу: пгт.Ноглики, ул.Советская"" (извещение N 0361200006415000022),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России 20.04.2015 поступила жалоба ООО "СнабМонолит" на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Правительства Сахалинской области", по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту "Строительство здания для размещения мирового судьи по адресу: пгт.Ноглики, ул.Советская"" (извещение N 0361200006415000022).
По мнению заявителя жалобы, документация об открытом конкурсе N 0361200006415000022, утверждена с нарушением норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Наименование объекта: "Разработка проектной документации по объекту "Строительство здания для размещения мирового судьи по адресу: пгт.Ноглики, ул.Советская".
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчик включил в один лот технологически и функционально не связанные между собой работы по подготовке проектной документации и проведению инженерных изысканий, поскольку одновременное выполнение указанных работ ведет к ограничению конкуренции.
Представители Заказчика с доводами Заявителя не согласны.
Проанализировав конкурсную документацию, Комиссия установила, что объектом закупки является "Разработка проектной документации по объекту "Строительство здания для размещения мирового судьи по адресу: пгт.Ноглики, ул.Советская".
Вместе с тем, в п. 3.2 "Задания на разработку проектной документации по объекту "Строительство здания для размещения мирового судьи по адресу: пгт. Ноглики, ул. Советская" Технической части документации указано, что подрядчик самостоятельно организует работу и проводит необходимые инженерно-строительные изыскания в объеме достаточном для разработки рабочей документации.
То есть установлено, что Заказчиком указано дополнительное требование, кроме выполнения работ по разработке проектной документации, подрядчику необходимо выполнить работы по инженерным изысканиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч. 3 ст. 17 указанного Закона наряду с установленными ч. 1 указанной статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске (далее также - выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске) к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. (ч. 2 ст. 47 ГрК РФ).
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденному приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, для работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации требуется получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими саморегулируемыми организациями.
Исходя из требований конкурсной документации, потенциальный участник конкурса должен иметь свидетельства СРО на осуществление работ по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) (п. 4.4.5 "Требования к содержанию и составу документов, входящих в состав заявки на участие в открытом конкурсе").
Однако, как указано выше, потенциальный участник самостоятельно организует работу и проводит необходимые инженерно-строительные изыскания в объеме достаточном для разработки рабочей документации.
То есть, потенциальному участнику необходимо выполнить инженерно-строительные изыскания для чего требуется соответствующее свидетельство СРО, о требовании которого в конкурсной документации не отражено.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что потенциальному участнику закупки нужно иметь еще и свидетельство СРО (допуск) на выполнение по выполнению работ инженерных изысканий, а в случае отсутствия указанного свидетельства привлекать субподрядчиков имеющих соответствующий допуск.
Вышеуказанные обстоятельства не могут не привести к ограничению конкуренции, так как не каждая организация имеющая допуск к работам по инженерным изысканиям имеет допуск к работам по организации подготовки проектной документации.
Также необходимо отметить, что инженерные изыскания являются первоначальной самостоятельной стадией архитектурно-строительного проектирования, представляющей из себя перечень видов работ, целью проведения которых является дальнейшее решение вопроса о целесообразности осуществления в конкретном определенном случае строительства объекта капстроительства, поскольку только результат инженерных изысканий может дать положительный либо отрицательный ответ о возможностях природных и технических условий для осуществления строительства объекта.
Таким образом, Комиссия считает, что при определении объекта закупки и формировании конкурсной документации заказчик должен учитывать последовательность, соответствующую определенному этапу (стадии) строительства. То есть, при подготовки строительства здания для размещения мирового судьи по адресу : пгт. Ноглики, ул. Советская, необходимо произвести инженерные изыскания как первоначальной самостоятельной стадии строительства.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, о том что проектные работы и работы по инженерным изысканиям не могут быть признаны технологически и функционально связанными между собой. Указанные работы относятся к различным специфическим видам деятельности, и на выполнение которых необходимо иметь самостоятельный разрешительный документ.
Действия Заказчика по объединению в состав одного лота работ по разработке проектной документации и работ по проведению инженерных изысканий не соответствуют части 3 статьи 17 Закона "О защите конкуренции", приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Относительно остальных доводов жалобы, Комиссия пришла к выводу о том, что указанные доводы не относятся к компетенции Сахалинского УФАС России.
Таким образом, Комиссия на основании вышеизложенного решила, жалобу Заявителя признать обоснованной в части, а действия Заказчика нарушающими требования законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 3, 15 и п. 2 части 22 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
1.Признать жалобу ООО "СнабМонолит" на действия заказчика - Областного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Правительства Сахалинской области", по факту определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту "Строительство здания для размещения мирового судьи по адресу: пгт.Ноглики, ул.Советская"" (извещение N 0361200006415000022) - обоснованной в части.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии В.М. Борисова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 19 мая 2015 г. N 226/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2015