Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 26 марта 2015 г. N 118/15
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тихенький О.Л. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Подвысотский Д.С. - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти
Строкина В.С. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Чи Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
В присутствии:
Аракеляна Р.В. - представителя ООО "Рабочий-1",
рассмотрев дело N 118/15 о нарушении Администрация муниципального образования городской округ "Смирныховский" Сахалинской области (далее - Заказчик) положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса по объекту: "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту Пристройка к средней школе N1 в пгт Смирных" (извещение N 0161300003315000013),
УСТАНОВИЛА:
19 марта 2015 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Рабочий-1" (далее - Заявитель, Общество) о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении вышеуказанного открытого конкурса.
В жалобе Заявитель изложил следующие доводы:
1) В конкурсной документации (п.31 Информационной карты) Заказчиком установлен одним из пунктов критерия квалификации участников закупки является наличие опыта по строительству объектов капитального строительства по государственным/муниципальным контрактам, цена которых не ниже начальной (максимальной) цены конкурса, таким образом, участники закупки, имеющие опыт строительства объектов сопоставимого характера, но ценой государственных/муниципальных контрактов менее начальной (максимальной) цены настоящего конкурса вынуждены снизить цену контракта минимум на 259 млн. руб., чтобы иметь возможность выиграть конкурс.
Представитель Заявителя, присутствовавший на заседании Комиссии, довод жалобы поддержал.
Представитель Заказчика, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса, конкурсной документацией, составленными в ходе закупки:
1) заказчиком данного открытого конкурса является Администрация муниципального образования городской округ "Смирныховский" Сахалинской области;
2) извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте Российской федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 06.03.2015;
3) начальная (максимальная) цена контракта составляет 741 032 814, 00 руб.;
4) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещены.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) В соответствии с чч. 2,4 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст.31 дополнительных требований к участникам закупок заказчики, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ. Указанный вид работ в соответствии с "ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" относится к коду 45.34 - "Работы строительно-монтажные прочие".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", (далее - Постановление N 99) при выполнении работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчик вправе установить требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При таких обстоятельствах, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
В то же время, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В п. 31 Информационной карты конкурсной документации, заказчиком установлено требование, ограничивающее количество участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе, включив критерий "Квалификация участников закупки" оценивая участников исходя из наличия у участника опыта работы по строительству сопоставимых объектов для государственных или муниципальных нужд.
Нормы законодательства, регулирующие правоотношения в строительной отрасли Российской Федерации (Градостроительный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, СНИПы, ГОСТы и т.д.) в равной степени распространяются на подрядные организации, вне зависимости от того, являются ли заказчиками строительного подряда государственные либо муниципальные заказчики, или же хозяйствующие субъекты либо физические лица. Таким образом, установление заказчиком оценки по наличию опыта выполнения государственных или муниципальных контрактов по сопоставимым работам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения строительного подряда для государственных и муниципальных нужд, по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим аналогичный опыт строительного подряда по договорам для других хозяйствующих субъектов, договорам долевого строительства и т.д.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы, или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, за исключение случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
При этом, согласно принципу обеспечения конкуренции контрактной системы в сфере закупок, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, любых действий которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 Закона о контрактной системе).
В свою очередь, такой показатель критерия, как "наличие у участника опыта работы по строительству сопоставимых объектов для государственных или муниципальных нужд", приводит к ограничению конкуренции.
Кроме того, в соответствии с Постановлением N 99, при проведении закупки на выполнение строительных работ, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, установлено дополнительное требование о наличии опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ.
При этом, в соответствии с примечанием к Приложению N 1 Постановления N 99 "требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
При таких обстоятельствах Заказчик признается нарушившим ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 4 ст. 105, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Рабочий-1"признать необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе.
1. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
2. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии В.С. Строкина
Д.С. Подвысотский
Р. Чи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 26 марта 2015 г. N 118/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2015