Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 апреля 2015 г. N 136/15
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.;
начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Подвысотского Д.С.;
главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Черняевой К.А.;
В присутствии представителей:
Артюхиной А.Ю., Юзефович А.О. - представителей НП СРО "Сахалинстрой";
Новиковой О.А. - представителя Управления образования муниципального образования "Тымовский городской округ",
рассмотрев материалы дела N 136/15 о нарушении Управлением образования муниципального образования "Тымовский городской округ" (далее - Уполномоченный орган) положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона по объекту: "По определению подрядчика на проведение капитального ремонта оконных блоков в образовательных учреждениях МО "Тымовский городской округ" (извещение N 0161300007315000027),
УСТАНОВИЛА:
26.03.2015 в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба НП СРО "Сахалинстрой" (далее - Заявитель, Партнерство) о нарушении Уполномоченным органом законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В жалобе Заявитель изложил следующие доводы:
1) Проектная документация не размещена Уполномоченным органом на официальном сайте в полном объеме.
2) Уполномоченный орган не имеет права самостоятельно определять требования к выполняемым работам.
3) Уполномоченный орган не установил требования к применяемым материалам в соответствии с ГОСТ 23166-99, ГОСТ 30971-2012, ГОСТ 52146-2003, ГОСТ 30674-99, ГОСТ Р 54175-2010 и иными.
4) Уполномоченный орган не установил требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.
5) Заявитель просит обратить внимание на Приказ Министерства строительства Сахалинской области от 19.04.2013 г. N 39.
Представители Заявителя, присутствовавшие на заседании Комиссии, доводы жалобы поддержали.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии, возражал против удовлетворения жалобы, указывая, что Уполномоченным органом не допущено нарушений законодательства о закупках.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией, составленными в ходе закупки:
1) Заказчиками данного электронного аукциона являются (смотреть Приложение к решению).
2) извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Российской федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 11.03.2015;
3) начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 196 398,00
4) на участие в аукционе подано 10 заявок, первые части которых признаны соответствующими требованиям документации об аукционе;
5) наименьшее предложение о цене контракта поступило от участника закупки, заявке которого присвоен N 2, и составило 4213126.07;
6) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещены.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, установлен ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.
Таким образом, содержание разделов проектной документации в силу требований законодательства о градостроительной деятельности должно обеспечивать возможность осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также их капитального ремонта.
При этом, в соответствии с ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.
На официальном сайте в составе документации об аукционе размещены локальные сметы по капитальному ремонту оконных блоков у каждого из Заказчиков указанных в списке.
Доводы Заявителя о том, что Заказчикам необходимо разработать проектную документацию в соответствии с требованиями п. 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Положение) Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.
Так, в соответствии с п. 7 Положения разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.
При этом, в соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с п. 2 Положения объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
в) линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Объектом закупки является проведение капитального ремонта оконных блоков в образовательных учреждениях. Доказательств, свидетельствующих о том, что оконные блоки являются объектом капитального строительства по смыслу ГрК РФ и Положения, на заседании Комиссии не установлено, Заявителем к жалобе не приложено, на заседание Комиссии не предоставлено.
Вместе с тем, описание объекта закупки размещено Заказчиком (ми) в составе аукционной документации (в т.ч. локальная смета) в объеме, позволяющем участникам закупки определить потребности Заказчика, оценить экономическую выгоду от участия в аукционе и подготовить свои заявки в установленном порядке. Доказательств, свидетельствующих об обратном, не установлено.
При таких обстоятельствах жалоба в данной части признается необоснованной.
2) В ст. 33 Закона о контрактной системе сформулированы правила, которыми Заказчик обязан руководствоваться при описании объекта закупки, т.е. Заказчик (ки) в соответствии со своими потребностями составляет указанное описание, в том числе, определяет требования к выполняемым в ходе исполнения контракта работам.
Довод Заявителя о том, что выполнять работы по разработке проектной документации имеют право только лица, имеющие свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, о допуске к соответствующим работам, Комиссия признает несостоятельным по следующим основаниям.
Так, в соответствии с ч. 4 ст. 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлены в "Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
При этом, вопреки доводам жалобы в п. 2 вышеуказанного приказа установлено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пп. 1 - 4, 5 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Доказательств, свидетельствующих о том, что предусмотренные закупкой по капитальному ремонту оконных блоков оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, затрагивают конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности и превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентов, на заседании Комиссии не установлено, Заявителем к жалобе не приложено, на заседание Комиссии не предоставлено.
При таких обстоятельствах жалоба в данной части признается необоснованной.
3) В разделе 1 Проекта контракта, который является неотъемлемой частью аукционной документации, установлены, в том числе, следующие положения:
"1.4. Подрядчик обязуется выполнить работы на свой риск собственными силами и средствами, в строгом соответствии с законодательством РФ, в том числе в соответствии со СНиП, СанПин, ПТБ, ППБ. Привлечение специализированной субподрядной организации не допускается.
1.5. Используемые материалы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и иным строительным нормативам для данного вида материалов и подтверждаться сертификатом качества изготовителя и сертификатом происхождения (при выполнении работ).
1.6. Выполненные работы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и иным строительным нормативам для данного вида работ, требованиям пожарной безопасности, техники безопасности, санитарных и экологических норм".
В п. 2.1.3 Проекта контракта в качестве прямой обязанности поставщика указано следующее: "При производстве работ на объекте необходимо соблюдать требования соответствующих государственных стандартов, строительных норм и правил".
При этом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд не обязывает Заказчика (ов) при описании объекта закупки указывать конкретные ГОСТы и раскрывать их содержание в аукционной документации.
При таких обстоятельствах жалоба в данной части признается необоснованной.
4) В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 2 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает, в том числе, требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным ч. 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в ч. 4 ст. 55.8 данного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
В ходе рассмотрения довода N 2 поданной жалобы Заявителем не доказано, что работы по замене оконных блоков оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и, как следствие, лицо, осуществляющее указанные работы, не обязано иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Позиция Комиссии по данному вопросу согласуется с позицией Минрегиона России, изложенной в Письме от 14.01.2012 N 916-08/ДШ-ОГ "О порядке выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", согласно которому деятельность по изготовлению и монтажу оконных конструкций из ПВХ профилей, устройству швов монтажных узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам, установка оконных и дверных блоков из ПВХ, демонтаж старых деревянных оконных и дверных блоков с подоконными досками, установка подоконных досок из ПВХ, облицовка оконных откосов панелями ПВХ или штукатуркой и обрамление пластиковым уголком откосов по Периметру не включена в Перечень и к этим работам не применяется требование о вступлении в саморегулируемую организацию и получении свидетельства о допуске.
При таких обстоятельствах жалоба в данной части признается необоснованной.
5) В соответствии с п. 4 ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.
Из доводов жалобы следует, что Заявитель просит обратить внимание на наличие Приказа Министерства строительства Сахалинской области от 19.04.2013 г. N 39 "Об утверждении требований, предъявляемых к светопрозрачным конструкциям при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте общественных зданий на территории Сахалинской области".
Вместе с тем, подобные положения не являются надлежащим указанием на обжалуемые действия Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
При таких обстоятельствах Комиссия приняла решение жалобу в данной части по существу не рассматривать.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 4 ст. 105, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА
Жалобу НП СРО "Сахалинстрой" признать необоснованной.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения жалобы не выявлено нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, материалы дела в Правительство Сахалинской области и Прокуратуру Сахалинской области не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Д.С. Подвысотский
К.А. Черняева
К.В. Солонин
Солонин К.В.
Приложение к Решению N136/15 от 02.04.2015
Список заказчиков
1. МБОУ Для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад с. Восход",
694408, Сахалинская область, Тымовский р-н, с. Восход, ул. Космическая, 13
Контактная информация: (42447)99174
2. МБОУ Для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад с. Красная Тымь",
694406, Сахалинская область, Тымовский р-н, с. Красная Тымь, ул. Юбилейная, 10
Контактная информация: (42447)94183
3. МБОУ СОШ N 1 пгт. Тымовское
694400, Сахалинская область, Тымовский р-н, пгт. Тымовское, ул. Торговая, 9
Контактная информация: (42447)22141
4. МБОУ Для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад с. Чир-Унвд",
694404, Сахалинская область, Тымовский р-н, с. Чир-Унвд, ул. Советская, 8
Контактная информация: (42447)90510
5. МБОУ СОШ с. Воскресеновка
694411, РФ, Сахалинская область, Тымовский район, с. Воскресеновка, ул. Школьная, 11.
Контактная информация: (42447)93143
6. МБОУ СОШ с. Молодежное
694419, Сахалинская область, Тымовский р-н, с. Молодежное, ул. Советская, 16
Контактная информация: (42447)92186
7. МБОУ СОШ с. Ясное
694405, Сахалинская область, Тымовский р-н, с. Ясное, ул. Советская, 13
Контактная информация: (42447) 97197
8. МБОУ СОШ N 3 пгт. Тымовское,
694400, Сахалинская область, Тымовский р-н, пгт. Тымовское, ул. Криворучко, 27
Контактная информация: (42447)21719
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 2 апреля 2015 г. N 136/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2015