Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 апреля 2015 г. N 407-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области,
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Монтажно-технологический центр Кристалл", надлежащим образом уведомленном о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Монтажно-технологический центр Кристалл" (620014, г. Екатеринбург, ул. Сакко и Ванцетти, 105/1) о нарушении заказчиком в лице Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Нижнесалдинская центральная городская больница" (624740, г. Нижняя Салда, ул. Луначарского, 145) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по охране объектов с выводом на пульт центрального наблюдения, вызова оперативной группы (методом тревожной кнопки), реагированию на сигнал о пожаре и обслуживанию пожарной сигнализации (извещение N 0362300326215000018) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Монтажно-технологический центр Кристалл" (вх. N 01-6469 от 30.03.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Нижнесалдинская центральная городская больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по охране объектов с выводом на пульт центрального наблюдения, вызова оперативной группы (методом тревожной кнопки), реагированию на сигнал о пожаре и обслуживанию пожарной сигнализации (извещение N 0362300326215000018) Закона о контактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал на неправомерное объединение объектом закупки услуг по техническому обслуживанию пожарной сигнализации и вызова оперативной группы (методом тревожной кнопки), реагированию на сигнал о пожаре, кроме того, установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность, что ограничивает количество участников и нарушает Закон о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласилась и пояснила, что в соответствии со ст.13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
ГБУЗ СО "Нижнесалдинская центральная городская больница" на своих объектах имеет смонтированную систему охранно - пожарную сигнализацию. Существующая система охранно - пожарной сигнализации оборудована датчиками пожарной сигнализации и датчиками охранной сигнализации, сигналы датчиков которых принимаются передатчиком, установленным на объекте и передаются на пульт централизованного наблюдения, (извещений о пожаре).
Согласно п. 37 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 223-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" система передачи извещений о пожаре - совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправлении".
В соответствии с п.38 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 223-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" система пожарной сигнализации - совокупность установок пожарной сигнализации, смонтированных на одном объекте и контролируемых с общего пожарного поста".
Таким образом, сигнал (извещение о пожаре) должно поступать на пульт централизованного наблюдения, а установки пожарной сигнализации должны контролироваться с общего поста.
Из перечня объектов Заказчика, указанных в части II аукционной документации "Техническое задание" следует, что большинство из них являются объектами круглосуточного пребывания людей, в том числе больных, ограниченных в передвижении.
Неисправность системы пожарной сигнализации, как и отсутствие постоянного контроля сигнала пожара, может привести к неисправимым последствиям. Поэтому для обеспечения пожарной защиты необходим круглосуточный контроль сигнала пожара и неисправности пожарной сигнализации. Время реагирования на неисправности сигнализации и время их устранения должно быть минимальным.
Технической возможностью вывод пожарной сигнализации, установленной в ГБУЗ СО "Нижнесалдинская ЦГБ" на другой пульт централизованного наблюдения отдельно от системы охранной сигнализации не предусмотрен, ввиду чего, централизованное наблюдение и контроль неисправности системы охранно - пожарной сигнализации может быть обеспечен только одной организацией, принимающей сигналы на один пульт централизованного наблюдения в круглосуточном режиме (общий пост).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19 марта 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362300326215000018 и аукционная документация.
Начальная максимальная цена контракта составила 460 000,00 рублей.
31 марта 2015 г. аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом электронный аукцион на основании ч.16 ст. 66 Закона о контрактной системе был признан несостоявшимся ввиду того, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки от участников закупки.
Таким образом, обжалуемые положения документации не могут повлиять на права и законные интересы заявителя, и результат закупки N0362300326215000018 (определение исполнителя услуг) не будет достигнут в силу того, что аукцион был признан несостоявшимся, ввиду отсутствия заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, относительно доводов жалобы Комиссия приходит к выводу, что согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч.1 ст. 1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции) наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с ч. 2 ст.8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки в соответствии п.11.1 информационной карты аукционной документации является Оказание услуг по охране объектов с выводом на пульт центрального наблюдения, вызова оперативной группы (методом тревожной кнопки), реагированию на сигнал о пожаре и обслуживанию пожарной сигнализации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п.14.2 информационной карты аукционной документации установлено требование к содержанию, составу второй части заявки на участие в аукционе, в том числе:
копия лицензии на фармацевтическую деятельность.
Комиссия приходит к выводу, что указанное требование не соответствует объекту закупки, а, следовательно, фактически не применимо и не может оказать влияние на результат закупки.
В силу ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны, в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 г. N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности утвержден "Перечень видов технических средств охраны, используемых для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию". В данный перечень включены следующие средства охраны, используемые для оказания услуг по охране: средства аудио- и видеонаблюдения, технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации, средства инженерно-технической защиты и контроля доступа, технические средства обнаружения предметов и веществ, ограниченных в обороте, технические средства мониторинга и навигации подвижных и стационарных объектов.
Кроме того, п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что подлежит лицензированию деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе частью 2 аукционной документации установлено техническое задание заказчика на оказании услуг, которым предусмотрено:
реагирование на сигнал о пожаре, при поступлении на пульт централизованного наблюдения объектов, расположенных по адресу:
- г. Н. Салда Свердловской обл. ул. Луначарского 145 ("Хирургическое отделение);
- г. Н. Салда Свердловской обл. ул. Луначарского 145 ("Терапевтическое отделение");
- г. Н. Салда Свердловской обл. ул. К. Маркса 6 ("Детская поликлиника, скорая помощь");
охрана объектов с выводом на пульт центрального наблюдения, вызов оперативной группы (методом тревожной кнопки) по адресу:
- г. Нижняя Салда Свердловская область, ул. Луначарского, 145 - комната для хранения наркотиков;
охрана и реагирование на сигнал о пожаре по адресу:
- г. Нижняя Салда, Свердловская область, ул. Ленина, 28 - туб. диспансер;
- г. Нижняя Салда, Свердловская область, ул. Луначарского, 145 - гараж;
проведение ежемесячного технического обслуживания охранно-пожарной сигнализации по адресу:
- ул. Луначарского, 145 - Комната для хранения наркотиков;
- ул. Луначарского, 145 - Гараж;
- ул. Луначарского, 145 - Терапевтическое отделение;
- ул. Ленина, 28 - Туберкулезный диспансер;
- ул. Карла Маркса, 6 - Скорая помощь;
- ул. Луначарского, 145 - Хирургическое отделение;
- ул. Карла Маркса, 6 - Детское отделение.
При этом, п. 1.1 проекта контракта установлено, что ежемесячное обслуживание охранно-пожарной сигнализации включает только проверку работоспособности системы согласно технического задания.
Таким образом, объект закупки включает только проверку работоспособности системы охранно-пожарной сигнализации по адресам, установленным техническим заданием.
Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер и соответствует требованиям п.1, 2 ч. 1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Общероссийским классификатором кодов экономической деятельности "ОК 029-2014" определено, что раздел "деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги" включает группировку "деятельность систем обеспечения безопасности", включая мониторинг или удаленный контроль электронных систем сигнализации безопасности, например охранной и пожарной сигнализации, включая их установку и обслуживание (код 80.20), при этом группировка не включает установку систем безопасности, таких как охранная и противопожарная сигнализации, без последующего контроля за ними, см. 43.21.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Монтажно-технологический центр Кристалл" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Нижнесалдинская центральная городская больница" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Свердловской области "Нижнесалдинская центральная городская больница" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 6 апреля 2015 г. N 407-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2015