Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 апреля 2015 г. N 431-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
*
*
рассмотрев жалобу ООО "Стройкомплект" на действия (бездействие) заказчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Детско-юношеская спортивная школа Невьянского городского округа" при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0162300019815000043) на выполнение работ по капитальному ремонту здания "под ключ" в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
при участии представителей:
- заказчика МБОУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа Невьянского городского округа" * (доверенность N 5 от 07 апреля 2015 года);
- уполномоченного органа Администрации Невьянского ГО * (доверенность N 41 от 07 апреля 2015 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройкомплект" (вх. N 01-6637 от 01.04.2015) на действия (бездействие) заказчика МБОУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа Невьянского городского округа" при проведении электронного аукциона N 0162300019815000043 на выполнение работ по капитальному ремонту здания "под ключ", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель в своей жалобе указал, что заказчик включил в предмет аукциона выполнение комплекса строительных работ, а также поставку технологического оборудования, что в совокупности влечет ограничение количества возможных участников аукциона и нарушает как антимонопольное законодательство, так и законодательство о размещении заказов.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
17 марта 2015 года на официальном сайте в сети Интернет уполномоченным органом Администрацией Невьянского ГО размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300019815000043 и документация об аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с чч. 1-2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна удовлетворять требованию объективности и содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, путем указания функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки.
Глава 5 документации об аукционе (Техническое задание) определяет объект закупки как комплекс работ, включающих разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту объекта "МБОУ ДО ДЮСШ Невьянского городского округа" (подготовка проектной и рабочей документации на капитальный ремонт объекта без изменения его параметров (высоты, количества этажей, площади, строительного объема), предусматривающей обследование и обмерные работы; ремонт/замену кровли, отделки фасада, крылец, приямков), работы по обследованию объекта, а также строительно-монтажные работы.
Под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Работы по капитальному ремонту зданий и объектов в соответствии с п. 5.1 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (утв. Приказом Госкомархитектуры N 312 от 23.11.1988) предусматривают устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
Однако нормативное понятие выполнения строительных работ "под ключ" закреплено исключительно в отношении строительства объекта и содержится в п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 и предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию).
Исходя из этого, объект закупки установлен с нарушением чч. 1-2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с требованиями документации об аукционе его участники должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь в наличии:
1. Свидетельство о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 13 раздела II. Виды работ по подготовке проектной документации Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", "13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком);
2. Свидетельство о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с пунктом 33 раздела III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", которое должно содержать допуск к следующим видам работ: "33. Работы по организации строительства, реконструкции, и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство" (п. 3 разд. 6 документации об аукционе), а также представить данные документы в составе заявки на участие в аукционе (п. 2 разд. 8документации об аукционе).
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ). При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация разрабатывается в целях определения архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, в определенных случаях капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Вместе с тем в соответствии с ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации может осуществляться застройщиком или привлекаемым застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическим или юридическим лицом. В силу чч. 4, 5.1 ст. 48 ГрК РФ в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 указанного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Помимо работ по проектированию лицо, осуществляющее строительство объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства также включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Минрегиона России N 624 от 30.12.2009 года.
Пунктом 13 раздела II Перечня установлено, что работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) отнесены к видам работ по подготовке проектной документации и могут осуществляться названными лицами только при наличии свидетельства о допуске к такому виду работ.
Пунктом 33 раздела II Перечня предусмотрено, что работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) могут осуществляться названными лицами только при наличии свидетельства о допуске к такому виду работ.
При выполнении работ по проектированию и строительству (капитальному ремонту) используются технологии, присущие каждой из данных видов деятельности отдельно. При этом организации, занимающиеся архитектурно-строительным проектированием, в силу специфики деятельности зачастую не занимаются выполнением строительных, монтажных работ. В свою очередь, на рынке Российской Федерации существует достаточное количество организаций, профессионально выполняющих работы по архитектурно-строительному проектированию. Вместе с тем, участие таких организаций в подобных закупках исключается ввиду наличия требований к осуществлению строительных работ.
В соответствии с вышеизложенным, работы по проектированию и капитальному ремонту объекта капитального строительства технологически и функционально не связаны между собой и являются работами, представленными на разных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников, готовых выполнить указанные работы, исходя из чего объединение их в рамках объекта одной закупки с учетом установления требования к участникам о наличии свидетельств о допуске к каждому из этих видов работ ограничивает количество участников такой закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
За включение в описание объекта закупки требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки предусмотрена административная ответственность по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Относительно доводов жалобы Комиссией установлено, что на дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе к рассмотрению поступило 9 заявок, 3 лица допущено к участию в аукционе (протокол рассмотрения первых частей заявок N 0362100025215000007-1 от 19.03.2015).
Заявителю (заявка N 8910590) было отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе с обоснованием: "характеристики, указанные участником закупки в части "Трещины неглубокие не более 1 метра (диапазон), глубокие не более 0,5 метра (диапазон)" не соответствуют 3 сорту пиломатериала (п.2.2. и п.2 Таблицы ГОСТ 8486-86".
В п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае проведения аукциона на выполнение работ с использованием товара без указания заказчиком его товарного знака заявка на участие в таком аукционе должна содержать в первой части согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара (подп. "б").
Требования документации об аукционе (п. 1 разд. 8) воспроизводят положения подп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при этом инструкция по заполнению заявки для определения соответствия показателей предлагаемого товара значениям, необходимым заказчику, отсылает к гл. 5 (Требования к основным используемым товарам с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию в проектной документации).
Товар, предусмотренный п. 1-3 Технического задания (брус), должен соответствовать ряду требований к сорту, материалу; также заказчик допустил наличие трещин неглубоких не более 1 метра, глубоких не более 0,5 метра. При этом заказчиком не установлено обязательное требование соответствия бруса ГОСТу 8486-86 в части допустимых пороков древесины.
На основании ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случаях непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, предоставления недостоверной информации (п. 1) или ее несоответствия требованиям документации о таком аукционе (п. 2). Таким образом, отказ заявителю в допуске к участию в аукционе необоснован.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Стройкомплект" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика МБОУ ДОД "Детско-юношеская спортивная школа Невьянского городского округа" нарушения чч. 1-2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях комиссии уполномоченного органа Администрации Невьянского ГО нарушение ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, уполномоченному органу, его комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по чч. 2, 4.1, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение: предписание Свердловского УФАС России N 431-з от 08.04.2015 на 1 л.
Председатель Комиссии *
Члены комиссии *
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 апреля 2015 г. N 431-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2015