Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 апреля 2015 г. N 453-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Ружникова Е.А. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии,
Литяевой О.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Мурашко Е.Н. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа - В.В. Чачина (доверенность N б/н от 16.03.2015), Ю.Ю. Корневой (доверенность N 01-14/254 от 09.04.2015),
- заявителя в лице ООО "СвердлоблЖилСтрой" А.В. Петренко (доверенность N б/г от 01.03.2015), А.В. Карманова (доверенность N б/н от 01.03.2015),
- заинтересованных лиц ООО "Сити Билдинг" А.В. Беловой (доверенность N10 от 20.02.2015), ЗАО "Реттинг Варме Рус" Е.С. Зориной (доверенность N 116 от 12.01.2015),
- слушатели в лице А.Я. Фархутдинова, В.А. Малецкой,
рассмотрев жалобу ООО "СвердлоблЖилСтрой" (вх. N01- 6779 от 03.04.2015 года) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа, его комиссией при проведении электронного аукциона на "Выполнение комплекса работ по строительству "под ключ" объекта "Жилой дом по ул.Ленина, 37 в с.Тарасково" Свердловская область Новоуральский городской округ" (извещение N0362300162115000001) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СвердлоблЖилСтрой" (вх. N01- 6779 от 03.04.2015 года) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа, его комиссией при проведении электронного аукциона на "Выполнение комплекса работ по строительству "под ключ" объекта "Жилой дом по ул.Ленина, 37 в с.Тарасково" Свердловская область Новоуральский городской округ" (извещение N0362300162115000001) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что аукционной комиссией нарушен порядок отбора участников закупки, а именно комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя, чем нарушены права общества.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Проверка проведена в объеме доводов, заявленных в жалобе.
13.01.2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300162115000001 и документация об аукционе.
Начальная максимальная цена контракта составила 25 000 000,00 рублей.
17 марта 2015 года аукционной комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии.
В соответствии с указанным протоколом поступило 7 заявок. Заявки трех участников признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 25.03.2015 N0362300162115000001-3 в аукционе участвовало 3 участника. По итогам рассмотрения заявок заявки двух участников признаны несоответствующими требованиям документации об аукционе.
Заявка участника ООО "СвердлоблЖилСтрой" отстранена от участия в аукционе на основании ч. 6.1. ст. 66 Закона о контрактной системе по причине установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной систем, а именно: участником по п. 15 Перечня товаров был предложен к поставке: Выключатель Legrand Valena, Страна происхождения Франция, и указано, что Тип зажима жил провода - винтовой. Однако, в ответ на запрос N 01-15/178 от 13.03.2015 года производитель (представитель по Уральскому региону) дал официальный ответ, что согласно тех. Паспорту тип зажима жил провода - безвинтовой (автоматический зажим), а не винтовой как указано Участником.
Участником по п. 53 Перечня товаров были предложены к поставке: Приборы отопительные PURMO Ventil Compact, страна происхождения Финляндия. Согласно информационному письму Регионального представителя PURMO по УрФО производство находится в Польше, г. Рыбник, т.е. местом происхождения товара является Польша, а не Финляндия как указано Участником.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованием ч. 3 ст.66 Закона о контрактной системе пунктом в "Требованиях к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" документации об аукционе предусмотрено требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, в соответствии с которым, первая часть заявки на участие в настоящем аукционе должна содержать:
- согласие, предусмотренное п. 2 ч.3 ст.66 Федерального закона N 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
Качественные характеристики (потребительские свойства), используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности, предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров: максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей и показатели, значения которых не могут изменяться содержатся в Перечне товаров (который прикреплен отдельным файлом в составе документации об аукционе).
В приложении "Перечень товаров" установлено техническое требование заказчика к объекту закупки, "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара", в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Относительно доводов заявителя Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующему выводу.
В представленной первой части заявки ООО "СвердлоблЖилСтрой" во исполнение ч. 3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также требований установленных в документации об аукционе, содержится предложение о конкретных товарах.
В п. 15 Перечня товаров заказчик установил требование: Выключатель, назначение: для включения и отключения потребителей электрической энергии из одного места при скрытой проводке Номинальное напряжение, В: не менее 220 не более 250 (диапазонное значение) Номинальная частота, Гц: 50 Номинальный ток, А: 10 Выключатель должен быть одноклавишным или двуклавишным. Степень защиты: выше IP 20 Тип зажима жил провода должен быть винтовой Цвет: белый или слоновая кость
По обжалуемым позициям характеристик, заявитель указал в п. 15 Перечня товаров Выключатель Legrand Valena, Страна происхождения Франция, Тип зажима жил провода - винтовой.
В рамках Комиссии представители заказчика пояснили, что сделали запрос официальному представителю по Уральскому региону производителя данных выключателей ООО "Фирэлек". ООО "Фирэлек" в ответе указал, что согласно тех. паспорту Выключатель Legrand Valena тип зажима жил провода винтовой - не подтверждаем. Зажим жил безвинтовой (автоматический зажим).
Вместе с тем, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что представители заказчика в рамках рассмотрения жалобы не предоставили надлежащих доказательств, что ООО "Фирэлек" является представителем производителя Legrand и наделено полномочиями по разъяснению технических характеристик продукции Legrand и осуществлению полномочий представителя.
В представленных письмах от ООО "Фирэлек" также отсутствуют сведения о том, что ООО "Фирэлек" является официальным представителем производителя Legrand. У лиц (слушателей), пришедших на рассмотрение жалобы от ООО "Фирэлек" также отсутствуют доверенности от ООО "Фирэлек" и Legrand на представление интересов производителя Legrand.
У Комиссии Свердловского УФАС России нет основании полагать, что содержащиеся сведения в ответе ООО "Фирэлек" являются достоверными.
Комиссия Свердловского УФАС России не принимает во внимание представленные заказчиком распечатки страниц, заверенные печатью ООО "Фирэлек", в них отсутствует информация о том, что информация является технически паспортом конкретного изделия, а не носит справочный характер.
Таким образом, комиссия заказчика на момент рассмотрения заявок и принятия решения о признании заявки несоответствующей требованиям документации должна обладать достоверными данными о том, что в заявке содержатся недостоверная информация.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС России полагает, что комиссия заказчика неправомерно отклонила заявку участника ООО "СвердлоблЖилСтрой" по позиции товара "Выключатель".
В п. 53 Перечня товаров заказчик установил требование:
Приборы отопительные |
Номинальная толщина листа: нагревательные панели - не менее 1,25 мм. Конвекционный элемент - не менее 0,50 мм. Шаг вертикальных водяных каналов - менее 33,5 мм. Присоединительные патрубки - не менее 2 х G 1/2" снизу справа и боковые не более 4 х G 1/2". Рабочее давление менее 16 бар. Максимальная температура менее 120°C. Должны иметь пожарный сертификат. |
По обжалуемым позициям характеристик, заявитель указал в п. 53 Приборы отопительные PURMO Ventil Compact, страна происхождения Финляндия.
В рамках Комиссии представители заказчика пояснили, что согласно информационному письму Регионального представителя PURMO по УрФО производство находится в Польше, г. Рыбник, т.е. местом происхождения товара является Польша, а не Финляндия как указано Участником.
Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (ч. 1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров (ч. 2 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Определение страны происхождения товаров осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими правила определения страны происхождения товаров (ч. 3 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства - члена таможенного союза, если иное не установлено международными договорами (ч. 3 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 4 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В пп. "к" п. 2 раздела 2 "Правил заполнения счета - фактуры_" приложение N1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" установлено, что в счете - фактуре указывается страна происхождения товара (цифровой код и соответствующее ему краткое наименование) в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира. Данные графы заполняются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.
Кроме того, представителем заявителя ООО "СвердлоблЖилСтрой" представлен Сертификат соответствия продукции на отопительные приборы торговой марки PURMO (срок действия по 07.10.2016 года), в котором указано, что изготовитель находится в Финляндии, адрес производства в Финляндии, а также филиалы по приложению.
На основании изложенного, у Комиссии Свердловского УФАС России отсутствуют основания полагать, что данный товар не может быть произведен в Финляндии.
Кроме того, Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что в протоколе в основании отклонения комиссия заказчика указала, что местом происхождения товара является Польша, а не Финляндия как указано Участником. Вместе с тем, понятия страна происхождения товара и место происхождения товара не тождественны между собой. В первой части заявки участник ООО "СвердлоблЖилСтрой" указал страну происхождения товара, в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и документацией об аукционе.
В соответствии с п. 1 ст. 1516 Гражданского кодекса РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства (ч. 2 ст. 1516 Гражданского кодекса РФ).
В силу ч. 6.1. ст. 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Таким образом, по итогам рассмотрения заявок, заявка участника ООО "СвердлоблЖилСтрой" неправомерно признана несоответствующей требованиям документации об аукционе, на основании ч. 6.1. ст. 66 Закона о контрактной системе по основанию, указанному в протоколе.
В действиях комиссии выявлено нарушение ч. 6.1. ст. 66 Закона о контрактной системе.
Относительно доводов жалобы, касающихся обжалования положений документации об аукционе, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу о том, что в силу ч. 4 чт. 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Срок подачи заявок в данном аукционе был установлен до 13.03.2015 08:00. Жалоба ООО "СвердлоблЖилСтрой" поступила в Свердловское УФАС России 03.04.2015 года. Таким образом, срок для подачи жалобы на положения документации об аукционе пропущен.
Кроме того, Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что в силу ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, предусмотрена административная ответственность.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СвердлоблЖилСтрой" признать обоснованной.
2.В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа, его комиссии выявлено нарушение ч. 6.1 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу уполномоченному на возбуждение дел об административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.А. Ружников
Члены Комиссии О.В. Литяева
Е.Н. Мурашко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 9 апреля 2015 г. N 453-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2015