Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 марта 2015 г. N 301-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Первоуральского муниципального казенного учреждения "Управление по содержанию органов местного самоуправления",
- уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск,
- заявителя в лице ООО "Экспресс-курьер",
рассмотрев жалобу ООО "Экспресс-курьер" (620085, г. Екатеринбург, ул. Санаторная, 5А-16) о нарушении уполномоченным органом в лице Администрации городского округа Первоуральск (623109, Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Ватутина, 41) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на поставку почтовых конвертов для нужд ПМКУ "Управление по содержанию органов местного самоуправления", количество и характеристики определены техническим заданием (извещение N 0162300018015000026), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Экспресс-курьер" (вх. N 01-5015 от 06.03.2015 г.) о нарушении уполномоченным органом в лице Администрации городского округа Первоуральск при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на поставку почтовых конвертов для нужд ПМКУ "Управление по содержанию органов местного самоуправления", количество и характеристики определены техническим заданием (извещение N 0162300018015000026), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что комиссией нарушен порядок отбора участников закупки, так как заявка ООО "Экспресс-курьер" необоснованно отклонена, просит признать жалобу обоснованной.
Представители уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
24 февраля 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении запроса котировок N 0162200011814002940. Начальная (максимальная) цена контракта составила 95000,00 рублей.
03 марта 2015 года единой комиссией была проведена процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, по ее итогам составлен протокол, подписанный членами единой комиссии. В соответствии с указанным протоколом до участия в аукционе была допущена заявка с порядковым номером 2 участника закупки ФГУП "Почта России".
Заявка с порядковым номером 1 участника закупки ООО "Экспресс-курьер" отклонена на основании ч. 7 ст.78 Закона о контрактной системе, так как заявка на участие в запросе котировок не соответствует требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, требовались маркированные почтовые конверты, в правом верхнем углу которых - литер А, нанесен типографическим способом, участник предложил почтовые конверты, в правом верхнем углу которых - наклеенные почтовые марки.
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, в том числе:
1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта);
2) форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Пунктом 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено в том числе, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок установлено наименование объекта закупки, а именно: поставка почтовых конвертов для нужд ПМКУ "Управление по содержанию органов местного самоуправления", количество и характеристики определены техническим заданием.
Учитывая структуру и принцип построения Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.93 N17, можно сделать вывод о том, что такая продукция как марки и конверты, имеющие код 2219140 "Бумаги ценные, денежные знаки, марки, конверты и карточки", относится к общему классу продукции 220000 "Полиграфическая и печатная продукция", включенному в указанный перечень.
Извещением о поведении запроса котировок установлено техническое требование заказчика (функциональные и качественные характеристики товара), а именно:
Наименование товара |
Технические характеристики |
Количество, шт |
Маркированный почтовый конверт |
размер 220 мм х 110 мм, евростандарт; с надписью "Куда-Кому"; в правом верхнем углу - литер А, нанесен типографским способом; в правом нижнем углу - знак "Почта России", нанесенный типографским способом; без окошка; без иллюстрации; отрывная лента |
5000 |
Формой заявки на участие в запросе котировок (приложение N1 к извещению о запросе котировок) предусмотрена возможность указания на характеристики поставляемого товара.
В соответствии с требованием п.1 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы, а именно: согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.
Представленная участником закупки ООО "Экспресс-курьер" котировочная заявка содержит согласие участника исполнить условия контракта, вместе с тем, к поставке предложен товар - конверт почтовый с марками для простых внутренних почтовых отправлений по РФ весом 20 гр., размер 220 ммх110мм Е65 80 г/кв.м, с наличием в правом верхнем углу наклеенных почтовых (типографических) марок, что не соответствует требованиям извещения о запросе котировок.
В соответствии с ч. 7 ст. 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Таким образом, единой комиссий было принято правомерное решение об отклонении заявки участника закупки ООО "Экспресс-курьер" на основании, указанном в протоколе от 03 марта 2015 г.
Вместе с тем, п. 1.1. Положения "О заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации", утв. приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 N115 "Об утверждении Положения о заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации" (далее по тексту - Положение) установлено, что знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.
Пунктом 1.5 Положения установлено, что непосредственное планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательско-торговым центром "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
Пунктом 1.6 Положения установлено, что знаки почтовой оплаты печатаются предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации (Гознак) согласно заключаемым договорам.
В силу п. 5.3 Положения продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение (п. 1.8).
Указанный пункт Положения не свидетельствует об отсутствии функционирующего товарного рынка - поставки (реализации) знаков почтовой оплаты (почтовые марки, маркированные конверты) в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - Закона о естественных монополиях) к естественно монопольным видам деятельности относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг почтовой связи.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176- ФЗ "О почтовой связи" понятие услуги почтовой связи включает в себя действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые осуществляется государственным органом. Данный Перечень не содержит услуг по реализации знаков почтовой оплаты (почтовые марки, маркированных конвертов).
Приобретая марки у ФГУП "Почта России" (через филиалы учреждения), первоначальный покупатель осуществляет предварительную оплату услуг связи по доставке корреспонденции по всей территории Российской Федерации.
В дальнейшем первоначальный покупатель, продавая марки и выступая уже продавцом, реализует, в том числе право воспользоваться уже оплаченными услугами почтовой связи. Продавец устанавливает цену марки по своему усмотрению с учетом интересов предприятия. Услуги почтовой связи конечного потребителя конвертов, осуществляющего отправку письма через почтовые отделения, оплачены лицом, купившим марки у ФГУП "Почта России".
Таким образом, продажа почтовых марок, маркированных конвертов не является деятельностью субъектов естественных монополий в сфере общедоступной почтовой связи, поскольку реализация почтовых марок не подпадает под действие Закона о естественных монополиях.
В целях упорядочения распространения государственных знаков почтовой оплаты п. 1 Приказа Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 12.05.2003 г. N 56 "Об определении номиналов почтовых марок, обозначенных буквами "А" и "В"" (далее по тексту - Приказ) определено, что номиналы почтовых марок, обозначенные буквами "А" и "В", соответствуют тарифам на пересылку в пределах России простого письма весом до 20 граммов и простой почтовой карточки, устанавливаемым МАП России для организаций федеральной почтовой связи г. Москвы.
Пунктом п.3.2 Приказа установлено, что реализацию почтовых конвертов и карточек с почтовыми марками, номинал которых обозначен буквами "А" и "В", следует производить с учетом п. 1 настоящего Приказа, осуществляя доклейку почтовых марок в случаях, если тарифы на пересылку простого письма весом до 20 граммов и простой почтовой карточки превышают тарифы, установленные МАП России для организаций федеральной почтовой связи г. Москвы.
Таким образом, Приказ не закрепляет понятия маркированных конвертов, а определяет номиналы в денежных единицах почтовых марок, обозначенных буквами "А" и "В".
В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 4 марта 2014 г. N 51-с/4 "Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России" утверждены предельные максимальные уровни тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России", в том числе: предельный, максимальный тариф на отправление простого письма весом до 20г установлен в размере 15,00 рублей.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленное требование к маркированному почтовому конверту в части наличия в правом верхнем углу - литер А, нанесенного типографским способом, свидетельствует о знаке почтовой оплаты, предназначенного для оплаты определенного почтового тарифа, на котором номинал в денежных единицах не обозначен, при этом соответствует тарифу на пересылку простого письма до 20г.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1, ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе техническим заданием заказчика не предусмотрена возможность к поставке конверта с наклеенными почтовыми (типографическими) марками, номинал знаков почтовой оплаты которых соответствует тарифам на услуги почтовой связи внутренних почтовых отправлений весом до 20 г. При этом, требование к маркированному почтовому конверту в части наличия в правом верхнем углу - литер А, нанесенного типографским способом, свидетельствует о возможности приобретения знака почтовой оплаты только у учреждения Федеральной почтовой связи по мере их получения от предприятия - изготовителя.
В данных действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Экспресс-курьер" признать необоснованной.
2. В действиях единой комиссий уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. В действиях заказчика в лице Первоуральского муниципального казенного учреждения "Управление по содержанию органов местного самоуправления" признать нарушение п. 1 ч. 1, ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Первоуральского муниципального казенного учреждения "Управление по содержанию органов местного самоуправления", уполномоченному органу в лице Администрации городского округа Первоуральск, его единой комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 марта 2015 г. N 301-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.03.2015