Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 марта 2015 г. N 318
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Ружникова Е.А. - заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии,
Литяевой О.В. - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Алиева В.А. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Л.С. Дурнышевой (доверенность N 145 от 24.02.2015 года),
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Бюро доставки "Станция вольных почт", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Бюро доставки "Станция вольных почт" (вх. N01- 5391 от 12.03.2015 года) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссии при проведении запроса котировок на "Поставку государственных знаков почтовой оплаты маркированных конвертов литер Д для нужд филиала N5 Государственного учреждения Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в общем количестве 10300 штук. Описание объекта закупки см. прикрепленном файле 26/13 (извещение N 0262100002915000118), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Бюро доставки "Станция вольных почт" (вх. N01- 5391 от 12.03.2015 года) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссии при проведении запроса котировок на "Поставку государственных знаков почтовой оплаты маркированных конвертов литер Д для нужд филиала N5 Государственного учреждения Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в общем количестве 10300 штук. Описание объекта закупки см. прикрепленном файле 26/13 (извещение N 0262100002915000118), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а именно установлено требование, ограничивающие права потенциальных участников, так как извещением о проведении запроса котировок предусмотрен к поставке конкретный товар одного производителя.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27 февраля 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении запроса котировок N 0262100002915000118.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 375 950,00 рублей.
В соответствии с требованием п. 1, 2 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, в том числе:
- информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта);
- форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Пунктом 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено в том числе, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок установлено наименование объекта закупки, а именно: поставка государственных знаков почтовой оплаты (маркированных конвертов литер "Д") для нужд филиала N5 Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в общем количестве 10300 штук.
N п/п |
Основные характеристики объекта закупки |
Кол-во (шт.) |
1 |
Конверт маркированный Литер "Д" |
10 300 |
ИТОГО: |
10 300 |
Поставляемый товар должен соответствовать действующим нормам (ГОСТ Р 51506-99 "Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля").
Учитывая структуру и принцип построения Общероссийского классификатора кодов экономической деятельности ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.93 N17, можно сделать вывод о том, что такая продукция как марки и конверты, имеющие код 2219140 "Бумаги ценные, денежные знаки, марки, конверты и карточки", относится к общему классу продукции 220000 "Полиграфическая и печатная продукция", включенному в указанный перечень.
Формой заявки на участие в запросе котировок (приложение N1 к извещению о запросе котировок) предусмотрена возможность указания на характеристики поставляемого товара.
Вместе с тем, п. 1.1. Положения "О заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации", утв. приказом Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 N115 "Об утверждении Положения о заказах почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации" (далее по тексту - Положение) установлено, что знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.
Пунктом 1.5 Положения установлено, что непосредственное планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательско-торговым центром "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
Пунктом 1.6 Положения установлено, что знаки почтовой оплаты печатаются предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации (Гознак) согласно заключаемым договорам.
В силу п. 5.3 Положения продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение (п. 1.8).
Указанный пункт Положения не свидетельствует об отсутствии функционирующего товарного рынка - поставки (реализации) знаков почтовой оплаты (почтовые марки, маркированные конверты) в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - Закона о естественных монополиях) к естественно монопольным видам деятельности относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг почтовой связи.
Согласно ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 N 176- ФЗ "О почтовой связи" понятие услуги почтовой связи включает в себя действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые осуществляется государственным органом. Данный Перечень не содержит услуг по реализации знаков почтовой оплаты (почтовые марки, маркированных конвертов).
Приобретая марки у ФГУП "Почта России" (через филиалы учреждения), первоначальный покупатель осуществляет предварительную оплату услуг связи по доставке корреспонденции по всей территории Российской Федерации.
В дальнейшем первоначальный покупатель, продавая марки и выступая уже продавцом, реализует, в том числе право воспользоваться уже оплаченными услугами почтовой связи. Продавец устанавливает цену марки по своему усмотрению с учетом интересов предприятия. Услуги почтовой связи конечного потребителя конвертов, осуществляющего отправку письма через почтовые отделения, оплачены лицом, купившим марки у ФГУП "Почта России".
Таким образом, продажа почтовых марок, маркированных конвертов не является деятельностью субъектов естественных монополий в сфере общедоступной почтовой связи, поскольку реализация почтовых марок не подпадает под действие Закона о естественных монополиях.
Исходя из описания объекта закупки, а также информации ФГУП "Почта России" номинал почтовых марок, обозначенный буквой "D", соответствует тарифу на пересылку в пределах России заказного письма весом до 20 грамм. Размер 220 мм х 110 мм, евростандарт; с надписью "Куда-Кому"; в правом верхнем углу - литер D, нанесен типографским способом; в правом нижнем углу - знак "Почта России", нанесенный типографским способом; без окошка; без иллюстрации; отрывная лента. Используется для пересылки заказной письменной корреспонденции.
Вместе с тем, в целях упорядочения распространения государственных знаков почтовой оплаты п. 1 Приказа Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 12.05.2003 г. N 56 "Об определении номиналов почтовых марок, обозначенных буквами "А" и "В"" (далее по тексту - Приказ) определено, что номиналы почтовых марок, обозначенные буквами "А" и "В", соответствуют тарифам на пересылку в пределах России простого письма весом до 20 граммов и простой почтовой карточки, устанавливаемым МАП России для организаций федеральной почтовой связи г. Москвы.
Пунктом п.3.2 Приказа установлено, что реализацию почтовых конвертов и карточек с почтовыми марками, номинал которых обозначен буквами "А" и "В", следует производить с учетом п. 1 настоящего Приказа, осуществляя доклейку почтовых марок в случаях, если тарифы на пересылку простого письма весом до 20 граммов и простой почтовой карточки превышают тарифы, установленные МАП России для организаций федеральной почтовой связи г. Москвы.
Таким образом, Приказ не закрепляет понятия маркированных конвертов, а определяет номиналы в денежных единицах почтовых марок, обозначенных буквами "А" и "В".
Представитель заказчика пояснила, что с конвертами маркированными государственными знаками почтовой оплаты - "Литера D", отсутствует необходимость доклеивать марки на простые конверты, что облегчает работу специалистов при отправке корреспонденции.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 4 марта 2014 г. N 51-с/4 "Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России" утверждены предельные максимальные уровни тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП "Почта России", в том числе: предельный, максимальный тариф на отправление простого письма весом до 20г установлен в размере 15,00 рублей.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленное требование к маркированному почтовому конверту в части наличия в правом верхнем углу - литер "Д", нанесенного типографским способом, свидетельствует о знаке почтовой оплаты, предназначенного для оплаты определенного почтового тарифа, на котором номинал в денежных единицах не обозначен, при этом соответствует тарифу на пересылку простого письма до 20г.
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1, ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе техническим заданием заказчика не предусмотрена возможность к поставке конверта с наклеенными почтовыми (типографическими) марками, номинал знаков почтовой оплаты которых соответствует тарифам на услуги почтовой связи внутренних почтовых отправлений весом до 20 г. При этом, требование к маркированному почтовому конверту в части наличия в правом верхнем углу - литер Д, нанесенного типографским способом, свидетельствует о возможности приобретения знака почтовой оплаты только у учреждения Федеральной почтовой связи по мере их получения от предприятия - изготовителя.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Бюро доставки "Станция вольных почт" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссии выявлено нарушение п. 1 ч. 1, ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.А. Ружников Члены Комиссии О.В. Литяева
В.А. Алиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 марта 2015 г. N 318
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2015