Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 апреля 2015 г. N 488-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице МБОУ СОШ N35 - ,
- уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил - ,
- заявителя в лице ИП Титова Евгения Сергеевича - ,
рассмотрев жалобу ИП Титова Евгения Сергеевича (г. Полевской, микрорайон, 2 д.5, кв. 30) о нарушении заказчиком в лице МБОУ СОШ N35 (622007, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Патона, 7, уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил (622034, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 1а) при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания учащихся МБОУ СОШ N 35 (извещение N 0162300000815000126) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Титова Евгения Сергеевича (вх. N 01-8428 от 15.04.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице МБОУ СОШ N35, уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания учащихся МБОУ СОШ N 35 (извещение N 0162300000815000126) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
Представитель заявителя ИП Титова Евгения Сергеевича, поддержал доводы, изложенные в жалобе, указал, что, заказчиком необоснованно установлено положениями документации в нестоимостном критерии показатели оценки, а именно: "наличие у участника стационарного предприятия общественного питания", "отсутствие убытков за 2012, 2013, 2014 годы", "отсутствие задолженности в Пенсионный фонд за 2012,2013,2014 годы", "отсутствие недоимки по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за 2012, 2013,2014 годы", "сведения об уплате налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды РФ за 2012, 2013, 2014 годы", ввиду чего нарушены нормы Закона о контрактной системе.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
27 марта 2015 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса N0162300000815000126 и конкурсная документация. Начальная максимальная цена контракта составила 3271540,00 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
4) предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации (ч. 5 ст.53 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании ч.ч. 1, 4 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки) оценка - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.4 Правил оценки в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 28 Правил оценки оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки.
Пунктом 10 Правил оценки установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п.11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Положениями конкурсной документации заказчик установил для оценки заявок 2 критерия: цена контракта (величина значимости 60%), квалификация участников конкурса, (величина значимости 40%).
Показателями критерия "квалификация участников конкурса" определены:
- трудовые ресурсы (коэффициент значимости 0,25) - наличие в штате организации участника конкурса квалифицированных специалистов:
1) повар;
2) пекарь или кондитер.
Для оценки по данному показателю участник конкурса должен представить в составе заявки следующие документы, или их копии:
- дипломы об образовании или иные документы об образовании, подтверждающие специальность:
- копии трудовых договоров между организацией участника конкурса и специалистом, или копии трудовых книжек специалистов или другие документы позволяющие определить наличие в штате организации участника конкурса квалифицированных специалистов: 1)повар; 2)пекарь или кондитер.
Данный показатель носит бинарный характер: "да" (1(H) баллов) - в штате организации участника конкурса есть 1) повар: 2) пекарь или кондитер (для оценки представлены подтверждающие документы в полном объеме) или "нет" (0 баллов) отсутствуют подтверждающие документы или представлены не в полном объеме;
- материальные ресурсы (коэффициент значимости 0,25) - наличие у участника конкурса стационарного предприятия общественного питания.
Для оценки по данному показателю участник конкурса должен представить в составе заявки следующие документы, или их копии:
- свидетельство о собственности на помещение, в котором расположено стационарное предприятие общественного питания или договор долгосрочной аренды на помещение, в котором расположено стационарное предприятие общественного питания.
Данный показатель носит бинарный характер "да" (100 баллов) - наличие у участника конкурса стационарного предприятия общественного питания (для оценки представлены подтверждающие документы в полном объеме) или "нет" (0 баллов) отсутствуют подтверждающие документы;
- финансовые ресурсы (коэффициент значимости 0,5) - отсутствие убытков за 2012, 2013, 2014 годы; отсутствие задолженности в пенсионный фонд за 2012. 2013,2014 годы; отсутствие недоимки по налогам сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за 2012,2013, 2014 годы, сведения об уплате налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды РФ за 2012, 2013, 2014 годы.
Для оценки по данному показателю участник конкурса должен представить в составе заявки следующие оригиналы документов, или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии таких документов:
- отчет о прибылях и убытках за 2012, 2013, 2014 годы;
справка Пенсионного Фонда об отсутствии задолженности за 2012, 2013, 2014 годы:
- справка Федеральной налоговой службы об отсутствии задолженности за 2012, 2013, 2014 годы:
- справка Пенсионного Фонда о сумме уплаченных налогов и платежей за 2012, 2013, 2014 годы;
- справка Федеральной налоговой службы о сумме уплаченных налогов и платежей за 2012, 2013, 2014 годы.
Данный показатель носит бинарный характер: "да" (100 баллов) - отсутствие убытков, задолженности в пенсионный фонд, отсутствие недоимки по налогам сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за 2012, 2013, 2014 годы, предоставлены сведения об уплате налогов и платеж ей в бюджет и внебюджетные фонды РФ за 2012, 2013, 2014 годы (для оценки представлены подтверждающие документы в полном объеме) или "нет" (0 баллов) отсутствуют подтверждающие документы или представлены не в полном объеме.
Оценка в баллах, присуждаемая заявке, определяется по формуле: НЦБi = НЦБ1i+ НЦБ2i,+ НЦБ3i, где НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке
Для оценки заявок по данному критерию используются следующие показатели:
2.1 Показатель N1 (НЦБ1i): "Трудовые ресурсы"
Значимость показателя = 25 % коэффициент значимости показателя = 0.25
НЦБ1i = КЗ х 100, где: НЦБ1i, - количество баллов, присуждаемых комиссией i-й заявке по данному показателю; КЗ - коэффициент значимости показателя; 100 - это баллы, присуждаемые, в случае предоставления участником конкурса в составе заявки подтверждающих документов.
2.2. Показатель N 2 (НЦБ2i): "Материальные ресурсы"
Значимость показателя = 25 % коэффициент значимости показателя 0.25
НЦБ2i = КЗ х 100, где: НЦБ2i - количество баллов, присуждаемых комиссией i-й заявке по данному показателю; КЗ - коэффициент значимости показателя; 100 - это баллы, присуждаемые, в случае предоставления участником конкурса в составе заявки подтверждающих документов.
2.3. Показатель N 3 (НЦБ3i): "Финансовые ресурсы"
Значимость показателя = 50 % коэффициент значимости показателя 0.5
НЦБ3i = КЗ х 100, где: НЦБ3i - количество баллов, присуждаемых комиссией i-й заявке по данному показателю: КЗ - коэффициент значимости показателя; 100 - это баллы, присуждаемые, в случае предоставления участником конкурса в составе заявки подтверждающих документов.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 1 ст.8 Закона о контрактной системе).
Статьей 3 Закона о контрактной системе установлено, что для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия, в том числе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 2 "Техническое задание" конкурсной документации установлено, что заказчик предоставляет производственные и складские помещения, торгово-технологическое, холодильное и другое оборудование по договору безвозмездного пользования, являющимся Приложением N 2 к контракту на оказание услуги по организации питания, в соответствии с перечнем, предусмотренным Приложением N 1 к договору.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом установлена оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию "квалификация участников конкурса", раскрывающие содержание нестоимостного критерия, вместе с тем, присвоение баллов по показателю "материальные ресурсы" на основе наличие у участника конкурса стационарного предприятия общественного питания приводит к нарушению принципа обеспечения конкуренции, так как положениями технического задания предусмотрено предоставление производственных и складских помещений по договору безвозмездного пользования, а, следовательно, требование о наличии у участника конкурса стационарного предприятия общественного питания не является условием исполнения контакта со стороны участника, ввиду чего не может быть оценено.
На основании вышеизложенного, в действиях заказчика, уполномоченного органа выявлено нарушение ч.8 ст. 32, п. 9 ч.1 ст. 50 Закона о контрактной системе и п. 28 Правил оценки.
Кроме того, в соответствии с п. 29 информационной карты конкурсной документации требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнению, инструкция по заполнению заявки размещена в сопроводительной документацией в виде файла.
В соответствии с п. 11 указанного файла конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса (приложение N2).
Приложение N2 "Форма заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием" конкурсной документации предусмотрено предоставление сведений о квалификации участника конкурса, в том числе в части наличия финансовых ресурсов, а именно:
NN п/п |
Наименование условия, для оценки по показателю "финансовые ресурсы" |
Наименование подтверждающего документа |
1 |
отсутствие убытков за 2012, 2013, 2014 годы; |
отчет о прибылях и убытках за 2012, 2013, 2014 годы; |
2 |
отсутствие задолженности в пенсионный фонд за 2012, 2013, 2014 годы; |
справка Пенсионного Фонда об отсутствии задолженности за 2012, 2013, 2014 годы; |
3 |
отсутствие недоимки по налогам сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за 2012, 2013, 2014 годы; |
справка Федеральной налоговой службы об отсутствии задолженности за 2012, 2013, 2014 годы; |
4 |
сведения об уплате налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды РФ за 2012, 2013, 2014 годы. |
справка Пенсионного Фонда о сумме уплаченных налогов и платежей за 2012, 2013, 2014 годы; - справка Федеральной налоговой службы о сумме уплаченных налогов и платежей за 2012, 2013, 2014 годы |
Для оценки по данному показателю участник конкурса должен представить в составе заявки следующие оригиналы документов, или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии таких документов: - отчет о прибылях и убытках за 2012, 2013, 2014 годы; - справка Пенсионного Фонда об отсутствии задолженности за 2012, 2013, 2014 годы; - справка Федеральной налоговой службы об отсутствии задолженности за 2012, 2013, 2014 годы; - справка Пенсионного Фонда о сумме уплаченных налогов и платежей за 2012, 2013, 2014 годы; - справка Федеральной налоговой службы о сумме уплаченных налогов и платежей за 2012, 2013, 2014 годы |
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального Закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее по тексту - Закон о бухучете) бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Частью 1 ст. 2 Закона о бухучете установлено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц, в том числе:
4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее - лица, занимающиеся частной практикой).
Частью 2 ст. 6 Закона о бухучете установлено, что бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:
1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 1 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 06.07.1999 г. N43н (далее по тексту - ПБУ 4/99) настоящее Положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.
В соответствии с п. 4 ПБУ 4/99 для целей настоящего Положения указанные ниже понятия означают следующее, в том числе: бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
В соответствии с п. 5 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Таким образом, в нарушение п. 4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе заказчиком, уполномоченным органом установлено требование к составу заявки на участие в закупке в части предоставления отчета о прибылях и убытках за 2012, 2013, 2014 годы, так как индивидуальный предприниматель в силу законодательства Российской Федерации может не вести бухгалтерской отчетности, следовательно, установлены требования, влекущие за собой ограничения для индивидуальных предпринимателей как участников открытого конкурса.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального Закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Закон о страховых взносах) органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны, в том числе:
7) выдавать плательщику страховых взносов по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля за уплатой страховых взносов. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов.
В соответствии с ч. 9 ст. 18 Закона о страховых взносах установлено, что по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.
Таким образом, в нарушение п. 4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе заказчиком, уполномоченным органом установлено требование к составу заявки на участие в закупке в части предоставления, в том числе справки из Пенсионного Фонда РФ об отсутствии задолженности за 2012, 2013, 2014 годы, так как органами контроля за уплатой страховых взносов выдается справка о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, а также акт по результатам сверки уплаченных плательщиком страховых взносов, следовательно, установлены требования, влекущие за собой ограничения для участников открытого конкурса.
В данных действиях заказчика, уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Титова Евгения Сергеевича признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МБОУ СОШ N35, уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил признать нарушение ч.8 ст. 32, п. 4, 9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе п. 28 Правил оценки.
3. Заказчику в лице МБОУ СОШ N35, уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 апреля 2015 г. N 488-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2015