Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 апреля 2015 г. N 513-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил - ,
- заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства"- ,
- заявителя в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Институт энергосбережения" - ,
- заинтересованного лица ,
рассмотрев жалобу Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Институт энергосбережения" (620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства" (622036, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Мира, 53, 122), уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил (622034, Свердловская обл., г. Нижний Тагил, ул. Пархоменко, 1а) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на разработку "Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Нижний Тагил на период 2015-2030 годы" (извещение N 0162300000815000145) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Институт энергосбережения" (вх. N 01-8625 от 20.04.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченным органом в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на разработку "Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Нижний Тагил на период 2015-2030 годы" (извещение N 0162300000815000145) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Институт энергосбережения" указал, что в составе требований документации к участникам закупки неправомерно установлено требование о наличии лицензии на выполнение работ с использованием сведений, содержащих государственную тайну, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
03 апреля 2015года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162300000815000145 и документация об аукционе. Начальная максимальная цена контракта составила 10666666,66 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в документации об аукционе должны содержаться требования к участникам такого аукциона, установленные в чч. 1-2 ст.31 Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В п. 4 информационной карты документации об аукционе установлено наименование объекта закупки, а именно: разработка "Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Нижний Тагил на период 2015-2030 годы".
В п. 17 информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие Лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В п. 18 информационной карты документации об аукционе предусмотрено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе копии Лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (степень секретности с грифом "секретно"). Основание: Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", п. 42.1 Указа Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
В соответствии положениями Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5486-1 "О государственной тайне" (далее по тексту - Закон о государственной тайне) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона о государственной тайне Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (далее по тексту - Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне) утвержден прилагаемый Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Пунктом 42.1 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне установлено, что сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих отнесены к государственной тайне.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа пояснили, что по данным официального сайта Федеральной службы статистики по Свердловской области http://.gks.ru/ на 1 января 2014 года население муниципального образования "город Нижний Тагил" составляет 360673 человека.
Таким образом, заказчик правомерно относит используемые сведения при выполнении работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования город Нижний Тагил на период 2015-2030 годы к государственной тайне.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (утв. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 г. N333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а так же с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны") органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются: по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну на территории Российской Федерации - Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы.
В соответствии со ст.8 Закона о государственной тайне степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
В соответствии со ст. 17 Закона о государственной тайне предусмотрена обязанность сторон в договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законном порядке, предусмотреть взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну. При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях - поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит взысканию в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст.27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, согласно п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом правомерно в соответствии со ст. 31, 64 Закона о контрактной системе установлено требование к участнику закупки, а также к содержанию во второй части заявки в части наличия копии лицензии ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (степень секретности с грифом "секретно").
Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе следующую информацию:
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Комиссией установлено, что в нарушение пп. 3, 4, 5 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе положения аукционной документации не содержат информации относительно даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, даты проведения аукциона.
В соответствии с п. 26 информационно карты аукционной документации установлен размер обеспечения исполнения контракта, а именно: 30,0%.
Пунктом 6.1.2. общей части аукционной документации установлено, что обеспечение исполнения контракта может быть представлено в виде банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором, в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 6.3.1. общей части аукционной документации также установлено требование к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде денежных средств, а именно:
- денежные средства, вносимые в обеспечение исполнения контракта должны быть перечислены в размере и по реквизитам, представленных заказчиком;
- факт внесения денежных средств в обеспечение исполнения контракта подтверждается платежным поручением с отметкой банка об оплате (квитанцией в случае наличной формы оплаты, оригинальной выпиской из банка в случае, если перевод денежных средств осуществлялся при помощи системы "Банк-клиент").
Комиссией установлено, что в нарушение п. 8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе положения аукционной документации не содержат информации о платежных реквизитах, в том числе, о номере счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.
В данных действиях заказчика, уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Комиссией установлено, что извещение N 0162300000815000145 об осуществлении закупки, размещенное в единой информационной системе 03 апреля 2015года, содержит информацию, в том числе, дата и время окончания подачи заявок - 22.04.2015 09:00; дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 24.04.2015; дата проведения аукциона в электронной форме - 27.04.2015; платежные реквизиты для обеспечения исполнения контракта - р/c 40302810700005000003, л/с 05903002560, БИК 046510000, ввиду чего нарушение ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не повлияло на права участников и результат закупки, так как информация, необходимая для участия в закупке, была доступна в извещении на официальном сайте.
Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией установлено, что заказчику, уполномоченному органу запроса о даче разъяснений положений аукционной документации относительно даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, даты проведения аукциона, платежных реквизитов для обеспечения исполнения контракта не поступало.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Институт энергосбережения" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченного органа в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил выявлено нарушение пп. 3, 4, 5, 8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице МКУ "Служба заказчика городского хозяйства", уполномоченному органу в лице Муниципального казенного учреждения Администрация муниципального образования город Нижний Тагил предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 апреля 2015 г. N 513-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2015