Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 апреля 2015 г. N 381-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
*
*
*
рассмотрев жалобу ООО "Интер" на действия (бездействие) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Свердловское областное патологоанатомическое бюро" при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0362200056815000014) на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию/уничтожению опасных медицинских отходов и отходов I-IV класса опасности, образующихся в результате производственной деятельности в ГБУЗ СО "СОПАБ" в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
при участии представителей:
- заказчика ГБУЗ СО "Свердловское областное патологоанатомическое бюро" *, *;
- заявителя ООО "Интер" * (доверенность от 10 декабря 2015 года),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Интер" (вх. N 01-6167 от 25.03.2015) на действия (бездействие) заказчика ГБУЗ СО "Свердловское областное патологоанатомическое бюро" при проведении электронного аукциона N 0362200056815000014 на оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию/уничтожению опасных медицинских отходов и отходов I-IV класса опасности, образующихся в результате производственной деятельности в ГБУЗ СО "СОПАБ", соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что требование заказчика к наличию у участника аукциона лицензии на обращение с опасными медицинскими отходами, а также документов на специализированное оборудование неправомерно, поскольку влечет ограничение количества участников закупки.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
17 марта 2015 года на официальном сайте в сети Интернет заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362200056815000014, а также документация об аукционе.
В ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в документации об аукционе должны содержаться требования к участникам такого аукциона, установленные в чч. 1-2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предметом контракта определены услуги по сбору, транспортировке, обезвреживанию/уничтожению медицинских отходов класса "Б", "В" и "Г" (раздел 3 документации об аукционе Техническое задание).
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Статья 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
При этом в соответствии с п. 2 утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 681 критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3-4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями; класса В - инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1-2 групп патогенности; класса Г - наличие в их составе токсичных веществ.
Кроме того, паспортизации в порядке, установленном ч. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных
отходов", подлежат лишь отходы I-IV класса опасности, которым присвоен класс опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов и деятельность по обращению с которыми регулируется Законом об отходах производства. При этом само по себе включение отхода в Федеральный классификационный каталог отходов не свидетельствует о необходимости его паспортизации и относимости к одному из 4-х классов опасности.
Исходя из анализа положений Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, медицинские отходы (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) включены в реестр отходов с кодом 97000000 00 00 0, в котором тринадцатая цифра является кодом класса опасности для окружающей среды и означает, что класс опасности для таких отходов не установлен (в отличие от кодов 1 -5, означающих, соответственно, I-V классы опасности отходов). То есть, исходя из Федерального классификационного каталогаотходов, для медицинских отходов (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) класс опасности нормативно не установлен.
Исходя из этого, правовых оснований для отнесения медицинских отходов (в том числе класса "Б", "В" и "Г") к отходам I-IV классов опасности, деятельность по обезвреживанию которых подлежит обязательному лицензированию, не имеется, на что также указывает 17 Арбитражный апелляционный суд Свердловской области (постановление N 17АП-1912/2015-АК от 23.03.2015).
В документации об аукционе (п. 19 Информационной карты) заказчик установил требование к участнику о наличии у него лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности с расшифровкой перечня опасных отходов (в том числе и медицинских) и классов (Б, В, Г) медицинских отходов в составе деятельности по обезвреживанию, а также регистрационного удостоверения Министерства здравоохранения РФ, сертификата соответствия по ГОСТу, санитарно-эпидемиологического заключения, паспорта (в перечне обезвреживаемых отходов которого прописано: ОМО) специализированного оборудования.
Таким образом, заказчиком ограничена возможность участия в закупке лиц, получивших соответствующие лицензии, что не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 г. N 255) определено, что наличие документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работ, а также санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, наличие свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов, необходимо соискателю лицензии для ее получения (п. 5), то есть наличие указанных документов является лицензионным требованием.
В ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе содержится запрет на включение в документацию о закупке требований к участнику закупки, к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги).
Фактически требования документации представляют собой требование к участнику закупки о наличии у него соответствующих ресурсов, что недопустимо в соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о размещении заказов
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Интер" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика ГБУЗ СО "Свердловское областное патологоанатомическое бюро" нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64, ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику ГБУЗ СО "Свердловское областное патологоанатомическое бюро", его комиссии предписание об устранении допущенных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение: предписание Свердловского УФАС России N 381-з от 01.04.2015 на 1 л.
Председатель Комиссии *
Члены комиссии *
*
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 апреля 2015 г. N 381-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2015