Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 апреля 2015 г. N 380-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Первоуральск",
- заявителя в лице ООО "Интер" ,
- заинтересованных лиц ,
рассмотрев жалобу ООО "Интер" (620019, г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, д. 25) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Первоуральск" (623106, Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Металлургов, 3/А) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг: Сбор, транспортировка, термическое уничтожение опасных медицинских отходов класса "Б", "В", "Г" (извещение N 0362200071815000089) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Интер" (вх. N 01-6168 от 25.03.2015 г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Первоуральск" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг: Сбор, транспортировка, термическое уничтожение опасных медицинских отходов класса "Б", "В", "Г" (извещение N 0362200071815000089) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Интер" указал, что заказчиком неправомерно установлено требование к участникам аукциона о наличии лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности с расшифровкой в приложении права на работы со следующими видами медицинских отходов: - медицинские отходы, сбор и удаление которых не требует особых мер предосторожности (класс Б); - хирургический инструмент и разовый инструмент (класс Б); - операционный материал, части ампутированных конечностей, последов, секционных материалов (класс Б); - медицинские отходы, сбор и удаление которых требует особых мер предосторожности во избежание инфицирования (класс В); - просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов (класс Г). ИЛИ наличие действующей лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности с приложением санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
13 марта 2015года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362200071815000089 и документация об аукционе, в редакции от 17.03.2015 г. Начальная максимальная цена контракта составила 597252,00 рублей.
Объектом закупки определены услуги по сбору, транспортировке и термическому обезвреживанию медицинских отходов класса Б, В, Г (Часть II "Описание объекта закупки" документации об аукционе (техническое задание).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в п.40 информационной карты аукционной документации установлено требование к содержанию, составу второй части заявки на участие в аукционе, в том числе:
копия действующей лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности с расшифровкой в приложении права на работы со следующими видами медицинских отходов:
- медицинские отходы, сбор и удаление которых не требует особых мер предосторожности (класс Б);
- хирургический инструмент и разовый инструмент (класс Б);
- операционный материал, части ампутированных конечностей, последов, секционных материалов (класс Б);
- медицинские отходы, сбор и удаление которых требует особых мер предосторожности во избежание инфицирования (класс В);
- просроченные лекарственные средства, отходы от лекарственных и диагностических препаратов (класс Г).
ИЛИ
Копия действующей лицензии на право осуществления деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности с приложением санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Статья 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства) устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
При этом в соответствии с п. 2 утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 июля 2012 г. N 681 критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания критерием опасности медицинских отходов класса Б является инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 3-4 групп патогенности, а также контакт с биологическими жидкостями; класса В - инфицирование (возможность инфицирования) отходов микроорганизмами 1-2 групп патогенности; класса Г - наличие в их составе токсичных веществ.
Кроме того, паспортизации в порядке, установленном ч. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных
отходов", подлежат лишь отходы I-IV класса опасности, которым присвоен класс опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов и деятельность по обращению с которыми регулируется Законом об отходах производства. При этом само по себе включение отхода в Федеральный классификационный каталог отходов не свидетельствует о необходимости его паспортизации и относимости к одному из 4-х классов опасности.
Исходя из анализа положений Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, медицинские отходы (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) включены в реестр отходов с кодом 97000000 00 00 0, в котором тринадцатая цифра является кодом класса опасности для окружающей среды и означает, что класс опасности для таких отходов не установлен (в отличие от кодов 1 -5, означающих, соответственно, I-V классы опасности отходов). То есть, исходя из Федерального классификационного каталогаотходов, для медицинских отходов (больниц и лечебно-оздоровительных учреждений) класс опасности нормативно не установлен.
Исходя из этого, правовых оснований для отнесения медицинских отходов (в том числе класса "Б", "В" и "Г") к отходам I-IV классов опасности, деятельность по обезвреживанию которых подлежит обязательному лицензированию, не имеется, на что также указывает 17 Арбитражный апелляционный суд Свердловской области (постановление N 17АП-1912/2015-АК от 23.03.2015).
Таким образом, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п.2 ч.1 ст. 64, п.2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование к участникам аукциона о наличии лицензии, тем самым ограничив возможность участия в закупке.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Интер" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Первоуральск" выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п.2 ч.1 ст. 64, п.2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская больница N 1 город Первоуральск", его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 апреля 2015 г. N 380-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2015