Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 апреля 2015 г. N 69
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Тюменьгазсервис" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) - Бочанов В.А.,- директор,
от заказчика: Администрация Аромашевского муниципального района (далее также - заказчик, ) -Высоцкая Е.В., по доверенности,
от уполномоченного органа: Отдела экономики и прогнозирования администрации Аромашевского муниципального района (далее также-уполномоченный орган) Пеховкина Л.В., по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Тюменьгазсервис" на действия заказчика: Администрация Аромашевского муниципального района при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167300012015000009) на выполнение работ по ремонту тепловых сетей на участке: катальная-здание детского сада, пер. Новый, 11, с. Аромашево (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 01.10.2014 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного орагна, заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 08.04.2015 г. N 170 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе, заявитель указывает, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки свидетельства выданное саморегулируемой организацией с указанием предельной стоимости организации строительства (далее свидетельство СРО).
Кроме того, заявитель не согласен с действиями аукционной комиссии в связи с признанием заявки Общества не соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации.
Как следует из пояснений уполномоченного органа, заявка с порядковым номером 2 отклонена аукционной комиссией по п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не предоставление информации, предусмотренной п. 1,3-5,7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе (участник при аккредитации на электронной площадке указал, что он не является субъектом малого предпринимательства, свидетельство СРО не содержит сведения по осуществлению организации строительных работ с указанием предельной стоимости таких работ).
Представитель заказчика доводы уполномоченного органа поддерживает, считает жалобу необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного органа, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Статьей 69 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Так, частью 1 указанной статьи установлено, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (ч.2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что одним из оснований для отклонения заявки на участие в электронном аукционе является непредставление документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, а также несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе и декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Пунктом 7.3 раздела 7 аукционной документации, установлено, что закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Аукционной документацией установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе и декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Статья 30 Закона о контрактной системе определяет участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках.
При установлении преимущества для вышеуказанных субъектов в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Из материалов дела усматривается, что Отдел экономики и прогнозирования администрации Аромашевского муниципального района выступил организатором проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300012015000009) на выполнение работ по ремонту тепловых сетей в интересах администрации Аромашевского муниципального района.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300012015000009.
Как следует из решения аукционной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02.04.2015 г., заявка с порядковым номером 2 признана не соответствующей на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе: не предоставление информации, предусмотренной п. 1,3-5,7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что ООО "Тюменьгазсервис" не продекларирована принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
Комиссией Тюменского УФАС России установлено, что в составе второй части заявки ООО "Тюменьгазсервис" отсутствует информация о принадлежности Общества к субъектам малого предпринимательства, что свидетельствует о несоблюдении данным участником требований п. 7 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссией Тюменского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что заявка ООО "Тюменьгазсервис" правомерно признана аукционной комиссией уполномоченного органа несоответствующей требованиям аукционной документации и действующему законодательству.
Кроме того, проанализировав заявку ООО "Тюменьгазсервис", Комиссией было установлено, что Обществом во второй части заявки на участие в электронном аукционе была представлена копия свидетельства СРО на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства (на трех листах), являющихся предметом аукциона, выданное саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство "Единое Межрегиональное Строительное Объединение" 16.08.2012 г., при этом в указанном свидетельстве отсутствуют сведения о предельной стоимости работ по одному договору.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 г. N 356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утверждена форма свидетельства которая включает информацию об определенных видов работ с указанием их предельной стоимости по одному договору.
Свидетельство о допуске к определенному виду работ или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается лицу, принятому в члены СРО (пункт 6 статьи 55.6 ГрК РФ). Юридическое лицо, имеющее свидетельство СРО, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, исходя из размера которой членом СРО был внесен взнос в компенсационный фонд СРО в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса (часть 1 статьи 55.8 ГрК РФ)
Согласно части 7 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет: 1) если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает 10 миллионов рублей - 1 миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности - 300 тысяч рублей; 2) если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает 60 миллионов рублей - 1,5 миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности - 500 тысяч рублей;
3) если член СРО планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает 500 миллионов рублей - 3 миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности - 1 миллион рублей. Таким образом, для возникновения у организации права на выполнение работ по организации строительства объекта определенной стоимости эта организация должна иметь свидетельство СРО и уплатить в компенсационный фонд СРО взнос, соответствующий стоимости контракта
Таким образом, для возникновения у организации права на выполнение работ по организации строительства объекта определенной стоимости эта организация должна иметь свидетельство СРО и уплатить в компенсационный фонд СРО взнос, соответствующий стоимости контракта.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6, 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
То есть, предельная стоимость работ по одному договору зависит от размера взноса, внесенного в компенсационный фонд СРО.
Указанная выше норма является императивной и обязательной для исполнения, даже в случае отсутствия в свидетельстве информации о предельной стоимости выполняемых работ по одному договору.
Как следует из части 3 статьи 55.8 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации, не вправе выполнять вид работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если таким индивидуальным предпринимателем или таким юридическим лицом не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.
Таким образом, юридические лица вправе выполнять строительные работы только при условии, что стоимость строительства сопоставима с размером взноса, который был сделан юридическим лицом в компенсационный фонд СРО. Даже в случае отсутствия в свидетельстве информации о предельной стоимости работ по одному договору, действует требование о внесении взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации и установлена зависимость предельной стоимости работ по одному договору от внесенного взноса в компенсационный фонд СРО.
На сайте саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Единое Межрегиональное Строительное Объединение" (www.sroemso.ru) опубликовано Положение о создании и использовании компенсационного фонда указанной саморегулируемой организации, в пункте 2.3 которого предусмотрено, что размер взноса каждого члена Партнерства в компенсационный фонд составляет не менее чем 300 000 руб. на одного члена Партнерства. Как следует из пункта 2.3.1. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена Партнерства, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет: триста тысяч рублей в случае, если член Партнерства планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее- строительство), стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;
Следовательно, максимальная стоимость работ по одному договору, на которую могло претендовать Общество, на момент рассмотрения заявки составляла 10 000 000 рублей.
Поскольку начальная цена контракта установлена в размере 179 651,00 рублей, что не превышает максимально разрешенную стоимость по одному договору, исходя из суммы оплаченных взносов (300 000 рублей), наличие взноса в СРО ООО "Тюменьгазсервис" достаточно для осуществления работ на сумму, заявленную в аукционной документации.
Вместе с тем, Комиссия считает необходимым указать следующее.
На основании ч.8 ст.69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещается заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указанием положений настоящего закона, которым не соответствует участник такого аукциона положений о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Как следует из п.1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1,-3-5,7 и 8 части 2 ст. 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, из итогового протокола рассмотрения заявок не следует, какому из положений закона, предусмотренных п.1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка Общества не соответствует, в связи, с чем отклонена от участия в аукционе.
Таким образом, комиссией заказчика при принятии решения допущено нарушение ч. 8 ст. 69.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что требования ч.8 ст. 69 Закона о контрактной системе согласуются с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок (ст. 7 Закона о контрактной системе), что позволяет исключить двусмысленное толкование со стороны участников закупки, а так же злоупотребления заказчика в установленной сфере.
Довод заявителя, о том, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией с указанием предельной стоимости организации строительства, Комиссией Тюменского ФАС России не подлежит рассмотрению по существу, исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно ч. 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе), может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявки на участие в таком аукционе. По истечении указанного срока обжалование действий заказчика, уполномоченного органа, осуществляется только в судебном порядке.
Таким образом, довод заявителя на положение документации об электронном аукционе заявлен за пределами установленного законом срока на обжалование.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Тюменьгазсервис" на действия заказчика: Администрация Аромашевского муниципального района, уполномоченного органа: Отдела экономики и прогнозирования администрации Аромашевского муниципального района при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167300012015000009) на выполнение работ по ремонту тепловых сетей на участке: катальная-здание детского сада, пер. Новый, 11, с. Аромашево не обоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 апреля 2015 г. N 69
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2015