Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 мая 2015 г. N 94
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, Руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
заместителя руководителя Поткиной И.В.,
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
специалиста-эксперта отдела Худяковой О.А.,
с участием представителя сторон:
-от ООО "Растер" (далее - заявитель, участник закупки) - Наумовой Ю.А. (по доверенности);
- от ГБУЗ ТО "Областной противотуберкулезный диспансер" (далее - заказчик ГБУЗ ТО "Областной противотуберкулезный диспансер") - Белкоеваой Л.Б. (по доверенности);
- от Уполномоченного органа: Управления государственных закупок по Тюменской области (далее также - Уполномоченный орган) - Шуневич М.И. (по доверенности),
- от Государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тюменской области: "Областная больница N5" (с.Абатское), "Областная больница N 7" (с.Армизонское), "Областная больница N 8 (с. Бердюжье)", "Областная больница N9" (с.Вагай), "Госпиталь для ветеранов войн", "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы", "Областная больница N 13" (с. Исетское), "Областная клиническая больница N 1", "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское), "Областная больница N15" (с.Нижняя Тавда), "Областная клиническая психиатрическая больница", "Областной кожно-венерологический диспансер", "Областной наркологический диспансер", "Областная станция переливания крови", "Областная стоматологическая поликлиника", "Областная больница N 21" (с. Упорово), Областная больница N 19" (г. Тюмень), "Областная больница N3" (г.Тобольск), "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск), "Областная инфекционная клиническая больница", "Областная больница N 20" (с. Уват), "Перинатальный центр" (г. Тюмень), "Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр "Надежда", "Станция скорой медицинской помощи" (г. Тобольск), "Станция скорой медицинской помощи", "Центр профилактики и борьбы со СПИД" (далее - заказчики).
рассмотрев жалобу ООО "Растер" (далее - заявитель) на действия Уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области, заказчиков - Государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тюменской области: "Областная больница N5" (с.Абатское), "Областная больница N 7" (с.Армизонское), "Областная больница N 8 (с. Бердюжье)", "Областная больница N9" (с.Вагай), "Госпиталь для ветеранов войн", "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы", "Областная больница N 13" (с. Исетское), "Областная клиническая больница N 1", "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское), "Областная больница N15" (с.Нижняя Тавда), "Областная клиническая психиатрическая больница", "Областной кожно-венерологический диспансер", "Областной противотуберкулезный диспансер", "Областной наркологический диспансер", "Областная станция переливания крови", "Областная стоматологическая поликлиника", "Областная больница N 21" (с. Упорово), Областная больница N 19" (г. Тюмень), "Областная больница N3" (г.Тобольск), "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск), "Областная инфекционная клиническая больница", "Областная больница N 20" (с. Уват), "Перинатальный центр" (г. Тюмень), "Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр "Надежда", "Станция скорой медицинской помощи" (г. Тобольск), "Станция скорой медицинской помощи", "Центр профилактики и борьбы со СПИД" при проведении совместного электронного аукциона АЭ-1614/15 (реестровый номер закупки 0167200003415001656) на поставку дезинфицирующих средств (далее также - совместный электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 08.05.2015 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия уполномоченного органа и заказчиков при проведении совместного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчиков и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 12.05.2015 г. N 236 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий уполномоченного органа и заказчиков при проведении совместного электронного аукциона (N0167200003415001656).
В рассмотрении дела объявлялся перерыв до 17 -05 18.05.2015. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено с участием тех же лиц.
Согласно жалобе документация об аукционе не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе, в частности противоречит требованиям ст. 64, ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит положения, ограничивающие количество участников закупки.
Так, по мнению заявителя, описание каждой позиции закупаемого товара, соответствует продукция одного производителя, ОАО НПО "Новодез" который представляет одну группу аффилированных компаний, поскольку ОАО НПО "Новодез" и ООО "Хэппи дэй" на 100% принадлежит одному собственнику - ООО "Бонафарм", ОАО НПО "Новодез" и ООО "Сателлит" при регистрации дезинфицирующих средств указали единый адрес производства, а для ОАО НПО "Новодез" указанный адрес является также юридическим, ООО "Хэппи дэй" и ООО "Медицинская дезинфекция" зарегистрированы по одному юридическому адресу, что приводит к ограничению конкуренции. Кроме того указывает, на то, что по некоторым позициям подобрать эквивалент невозможно.
Помимо этого, податель жалобы считает, что заказчики при формировании своей потребности, в части характеристик закупаемого товара не выражали свою потребность, а лишь согласились с предложенными характеристиками, указанными Департаментом здравоохранения Тюменской области о чем, по его мнению, свидетельствует письмо департамента здравоохранения Тюменской области от 20.01.2015 N 393/25 с приложением возможных характеристик дезинфицирующих средств.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 14.05.2015 г. N 0770), согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-1614/15 не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Представитель заказчика поддержала доводы уполномоченного органа в полном объеме, а также предоставил письменные возражения по доводам, изложенным в жалобе (письмо исх.N 1087 от 13.05.2015 г.).
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, заказчика, заявителя исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-1614/15 в интересах государственных заказчиков - Государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тюменской области: "Областная больница N5" (с.Абатское), "Областная больница N 7" (с.Армизонское), "Областная больница N 8 (с. Бердюжье)", "Областная больница N9" (с.Вагай), "Госпиталь для ветеранов войн", "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы", "Областная больница N 13" (с. Исетское), "Областная клиническая больница N 1", "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское), "Областная больница N15" (с.Нижняя Тавда), "Областная клиническая психиатрическая больница", "Областной кожно-венерологический диспансер", "Областной противотуберкулезный диспансер", "Областной наркологический диспансер", "Областная станция переливания крови", "Областная стоматологическая поликлиника", "Областная больница N 21" (с. Упорово), Областная больница N 19" (г. Тюмень), "Областная больница N3" (г.Тобольск), "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск), "Областная инфекционная клиническая больница", "Областная больница N 20" (с. Уват), "Перинатальный центр" (г. Тюмень), "Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр "Надежда", "Станция скорой медицинской помощи" (г. Тобольск), "Станция скорой медицинской помощи", "Центр профилактики и борьбы со СПИД" на поставку дезинфицирующих средств.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 23.04.2015 была размещена на официальном общероссийском официальном сайте в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003415001656.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация об открытом аукционе в электронной форме содержит требования, предъявляемые к функциональным, технически, качественным характеристикам, объекта закупки в том числе, к составу дезинфицирующих средств, необходимых к поставке в открытом аукционе в электронной форме.
Описание объекта закупки при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств содержится в Приложении N 1 к документации о проведении совместного аукциона.
Так, например позиция 1 технического задания документации об открытом аукционе в электронной форме содержит следующие требования к подлежащему поставке товару:
Средство в качестве ДВ должно содержать в своем составе смесь четырех ЧАС и изопропиловый спирт - не менее 60%, смягчающий компонент для кожи рук. Средство не должно содержать в своем составе хлора, фенолов, эфиров, аминов, гексидинов, триклозан, щелочей, кислот и гуанидинов. Температура хранения средства должна быть от -40°С до +35°С *. Средство должно сохранять свои свойства при размораживании. Средство должно обладать антимикробной активностью в отношении грам- и грам+ бактерий (в том числе возбудителей внутрибольничных инфекций, микобактерий туберкулеза), дрожжеподобных грибов рода Кандида, вируса гепатита В и ВИЧ, вируса гриппа А птиц (N5N1). Средство должно обладать пролонгированным действием в течение не менее 3 часов, не должно оказывать раздражающего действия на кожу, не должно обладать сенсибилизирующим действием. Должно быть предназначено для использования в качестве кожного антисептика для обработки рук хирургов и гигиенической обработки рук медицинского персонала в ЛПУ, гигиенической обработки рук медицинских работников, обработки рук хирургов, операционных медицинских сестер, акушерок, и других лиц, участвующих в проведении операций, приеме родов, локтевых сгибов доноров, кожи операционного и инъекционного полей. Для обработки рук хирургов расход средства должен составлять не более 6 мл средства при двукратной обработке. Форма выпуска: полимерные Флакон эйрлесс (диспенсопак) ёмкостью не менее 1л. Ед. измерения: шт.
Аналогичным образом сформулированы все позиции технического задания с 1-73 позиции.
Согласно жалобе, заявитель указывает, что описанию каждой позиции закупаемого товара соответствует продукция одного конкретного производителя.
Как следует из представленных Уполномоченным органом сведений, по каждой из обозначенной в техническом задании позиции возможно предложить товары разных производителей. Так, например требованиям по п. 1 соответствуют дезинфицирующие средства:
- "Дезомакс-антисепт" Производства ООО "Дезснаб-Трейд", Получатель: ООО "МАКСМА" Россия;
- "Бонадерм" производства ОАО НПО "Новодез";
- "Алсофт Р (Alsoft R)" производства ООО "Сарая СНГ";
- "МД-Антисептик" Производства ООО "Медицинская дезинфекция".
Довод заявителя относительно, того что при формировании своей потребности, в части характеристик закупаемого товара заказчики не выражали свою потребность, а лишь согласились с предложенными характеристиками, указанными Департаментом здравоохранения Тюменской области не принимается комиссией в виду следующего.
Как следует из пояснений представителя заказчика ГБУЗ ТО "Противотуберкулезный диспансер, являющегося координатором спорной закупки, озвученных в заседании комиссии, для описания объекта закупки был проведен мониторинг рынка дезинфицирующих средств. Департамент здравоохранения Тюменской области 20.01.2015 г. направил письмо с базовыми характеристиками дезинфицирующих средств в лечебные учреждения Тюменской области для формирования потребностей в дезинфицирующих средствах на совместный аукцион. Лечебные учреждения, выразившие желание учавствовать в совместной закупке, самостоятельно сформировали свои потребности и в технические характеристики были внесены существенные изменения после обработки всех полученных данных.
Согласно представленным материалам дела, выше обозначенное письмо от Департамента здравоохранения (20.01.2015 N 393/25) адресованное Руководителям учреждений здравоохранения содержит приложение на 33 листах с указанием в табличной форме технических, качественных характеристик дезинфицирующих средств. Из текста сопроводительного письма следует, что прилагаемое приложение является формой, с соблюдением которой заказчикам необходимо направить информацию о потребности в дезинфицирующих средствах.
В обоснование доводов жалобы, заявитель указывает на то, что группа компаний ОАО НПО "Новодез" и ООО "Хэппи дэй" на 100% принадлежит одному собственнику - ООО "Бонафарм", ОАО НПО "Новодез" и ООО "Сателлит" при регистрации дезинфицирующих средств указали единый адрес производства, а для ОАО НПО "Новодез" указанный адрес является также юридическим, ООО "Хэппи дэй" и ООО "Медицинская дезинфекция" зарегистрированы по одному юридическому адресу, что по его мнению свидетельствует, о том, что данные компании являются аффилированными.
Выше обозначенный довод заявителя комиссия Тюменского УФАС Росси считает несостоятельным, поскольку участниками закупок являются отдельные юридические лица, наличие фактической регистрации по одному юридическому адресу не свидетельствует об аффилированности компаний. Кроме того доказательств, каким образом связь указанных организаций может повлиять на ограничение конкуренции, в материалы дела не представлено.
В заседании комиссии представитель ООО "РАСТЕР" указал, что в технической части аукционной документации установлены излишние требования к сроку хранения дезинфицирующего средства в диапазоне от -40°С до +35°С *, что не позволяет предложить к поставке аналогичные препараты.
На заседании комиссии представитель заказчика ГБУЗ "Противотуберкулезный диспансер" в обоснование потребности в определении температуры хранения дезинфицирующего средства (от -40°С до +35°С *), пояснил, что техническое задание сформулировано с учетом заявки каждого лечебного учреждения. Кроме того, указанная характеристика обусловлена погодными условиями в регионе, отсутствием специальных условий для хранения дезинфицирующих средств у заказчиков.
Тюменское УФАС России приходит к выводу, что Законодательство о контрактной системе не ограничивает права заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Требования к товару, установленные в технической части, (температуры хранения дезинфицирующего средства (от -40°С до +35°С *)) обусловлены объективными потребностями заказчика в приобретении дезинфицирующих средств с необходимыми характеристиками в связи с чем, данный довод не принимается комиссией Тюменского УФАС России.
По тем же основаниям отклоняется довод заявителя об излишних, по его мнению, требованиях к товару, установленных в позиции N5 Технического задания к составу Действующего вещества (далее также - ДВ) - "экстракт белого чая". Кроме того, по данной позиции предусмотрена возможность поставить в составе ДВ иные функциональные добавки, а именно: экстракт гинго билоба, корня женьшеня, или шалфея на выбор потенциального участника.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым отметить, что фактическое отсутствие у участника закупки в наличии средств, отвечающих требованиям заказчика, не свидетельствует об ограничении конкуренции, ограничении потенциальных участников закупки. Участниками закупки могут являться как производители, так и поставщики.
Целью Законодательства о контрактной системе является эффективность закупки, в которой техническое задание формируется исходя из потребности заказчика, и начальная максимальная цена контракта основана на изучении рынка товара с четкими и конкретными характеристиками, соответствующими этим потребностям, а не из обязанности обеспечения наибольшего количества предложений товара.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона АЭ-1614/15 противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 5.6 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, зарегистрированного в Минюсте РФ 21.03.2011 N 20204, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Растер" уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области, заказчиков - Государственных бюджетных учреждений здравоохранения Тюменской области: "Областная больница N5" (с.Абатское), "Областная больница N 7" (с.Армизонское), "Областная больница N 8 (с. Бердюжье)", "Областная больница N9" (с.Вагай), "Госпиталь для ветеранов войн", "Областное бюро судебно-медицинской экспертизы", "Областная больница N 13" (с. Исетское), "Областная клиническая больница N 1", "Областная больница N 14 имени В.Н. Шанаурина" (с. Казанское), "Областная больница N15" (с.Нижняя Тавда), "Областная клиническая психиатрическая больница", "Областной кожно-венерологический диспансер", "Областной противотуберкулезный диспансер", "Областной наркологический диспансер", "Областная станция переливания крови", "Областная стоматологическая поликлиника", "Областная больница N 21" (с. Упорово), Областная больница N 19" (г. Тюмень), "Областная больница N3" (г.Тобольск), "Областная больница N 23" (г. Ялуторовск), "Областная инфекционная клиническая больница", "Областная больница N 20" (с. Уват), "Перинатальный центр" (г. Тюмень), "Детский психоневрологический лечебно-реабилитационный центр "Надежда", "Станция скорой медицинской помощи" (г. Тобольск), "Станция скорой медицинской помощи", "Центр профилактики и борьбы со СПИД" при проведении совместного электронного аукциона АЭ-1614/15 (реестровый номер закупки 0167200003415001656) на поставку дезинфицирующих средств необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Тюменского УФАС России: И.В. Веретенников
Члены Комиссии
Тюменского УФАС России: И.В. Поткина
Ю.Д. Верзун
О.А. Худякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 14 мая 2015 г. N 94
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2015