Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 мая 2015 г. N 44-1336/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Заказчик);
ООО "ГК "МЕГАПОЛИС" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 9381 от 29.04.2015) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту помещений NN413-424, 426, центральной и эвакуационной лестницы здания СПбГУ по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Ульяновская, д. 3, корп. В (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 17.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372100003415000185. Начальная (максимальная) цена контракта -41 807 846, 42 рублей.
В жалобе ООО "ГК "Мегаполис" указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
1. Заказчиком, документацией об аукционе в Техническом задании - части V (Таблица "Перечень материалов и оборудования") по позиции 163 Перечня материалов "Сэндвич-панели Стеновые" установлено требование соответствия ГОСТ 380-2005 (Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки); ГОСТ 14918-80 (Сталь тонколистовая оцинкованная с непрерывных линий. Технические условия); ГОСТ 19904-90 (Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент); ГОСТ 9573-2012 (Плиты из минеральной ваты на синтетическом связующем теплоизоляционные. Технические условия); ГОСТ 22950-95 (Плиты минераловатные повышенной жесткости на синтетическом связующем. Технические условия). Данные требования стандартизации содержат, в том числе, требования к стали, из которой выполняется металлический лист для товара по вышеуказанной позиции. В ходе заседания комиссией УФАС установлено, что "Сендвич - Панели стеновые" производятся, в том числе, в соответствии с ТУ 5284-002-94594721-2007, которые в свою очередь отсылают на производство в соответствии вышеперечисленными ГОСТ.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
2. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком, документацией об аукционе в Техническом задании - части V (Таблица "Перечень материалов и оборудования") по позиции 56 Перечня материалов "Пленка полиэтиленовая 0, 1 - 0, 2 мм." установлено, что пленка должна быть изготовлена из полиэтилена низкого давления (по ГОСТ 16338-85) или полиэтилена высокого давления (по ГОСТ 16337-77, ГОСТ 10354-82) или полиэтилена среднего давления (не регламентируется ГОСТ). При этом, согласно представленным в перечне материалов характеристикам данного товара, поставка пленки из полиэтилена низкого и среднего давления по ряду характеристик невозможна. Так, показатели "Статический коэффициент трения пленки со скользящей добавкой" и "Удельное поверхностное электрическое сопротивление пленки с антистатической добавкой" предусмотрены ГОСТ 10354-82 только для полиэтилена высокого давления.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, выраженное в необъективном описании объекта закупки, несоответствии требованиям технических стандартов и излишне установленных требованиях к товару.
3. Заказчиком, документацией об аукционе в Техническом задании - части V (Таблица "Перечень материалов и оборудования") по позиции 721 "Трубы теплообменные 12 мм" установлено требование соответствия ГОСТ 21646-2003. Согласно преамбуле ГОСТ 21646-2003, данный стандарт распространяется на круглые тянутые и холоднокатаные медные и латунные трубы из бесшовных и сварных заготовок, применяемые в теплообменных аппаратах. Следовательно, требования, установленные ГОСТ, в равной степени соответствуют и медным и латунным трубам.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
4. Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Согласно п. 2 ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе, к общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относится информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что Приложение "Локальная смета N 13" и часть VI "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" содержат указание на товарный знак по позиции "Пульт управления настенный" без условий об эквивалентности.
Однако, согласно части VI документации об аукционе, обоснование начальной (максимальной) цены Контракта представлено в сметах и перечне товаров, необходимом для выполнения работ, составленном на основе коммерческих предложений.
Соответственно, представленные Заказчику коммерческие предложения, последующее их объединение в сметном расчете при обосновании начальной (максимальной) цены контракта не является описанием предмета закупки, а представляет собой описание цен на идентичные или однородные товары, позволяющее Заказчику сформировать и оценить предмет закупки.
Так же на Комиссии УФАС установлено, что непосредственно в перечне материалов и оборудования, необходимых к поставке, а так же в Техническом задании документации об аукционе не содержится указания на товарный знак без условия эквивалентности.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
5. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик, при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчиком, документацией об аукционе в Техническом задании - части V (Таблица "Перечень материалов и оборудования") по позиции 5 "Трап пластиковый" установлены требования к группе горючести трапа.
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что требования по позиции "Трап пластиковый" установлены в соответствии с ГОСТ 1811-97 (Трапы для систем канализации зданий). Так же, Заявитель на заседание Комиссии УФАС представил ГОСТ 142514-96 (степени защиты, обеспечиваемые оболочками), ГОСТ 30402-96 (материалы строительные, метод испытания на воспламеняемость), ГОСТ 30244-94 (материалы строительные, метод испытания на горючесть) и подтвердил, что требования к горючести материалов, из которых изготовлен товар "Трап пластиковый" и которые представлены в качестве конкретных характеристик товара, соответствуют представленным ГОСТ.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
6. Доводы жалобы (п. 6, п. 7 Жалобы на документацию об электронном аукционе от 29.04.2015 N вх. 9381) о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
7. Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Заказчик в п. 2.4 части III документации об аукционе установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, поставить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Следовательно, Закон о контрактной системе предусматривает обязанность предоставления в составе второй части заявке указанных документов.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Так же, в ходе заседания Комиссии УФАС было установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "ГК "Мегаполис" на момент проведения заседания Комиссии УФАС не зарегистрировано на электронной площадке ЗАО "Сбербанк -АСТ" http://www.sberbank-ast.ru, соответственно не имело возможности участвовать в электронных торгах в рамках закупки N 0372100003415000185.
Так же, на заседание Комиссии УФАС Заказчиком был представлен Протокол N 145/1 рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 08.05.2015, согласно которому все заявки, поданные на участие в аукционе, допущены к участию в аукционе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГК "Мегаполис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений аукционной комиссии Заказчика не выдавать за отсутствием доказательств того, что данное нарушение повлияло на права участников электронного аукциона.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 мая 2015 г. N 44-1336/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2015