Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 мая 2015 г. N 44-1473/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 9608 от 05.05.2015) на действия Комитета по строительству (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронных аукционов на выполнение работ по строительству (извещения N 0172200002515000033), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено 27.05.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002515000033.
Начальная (максимальная) цена контракта - 100 171 710,38 рублей.
Заявитель обжалует действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о размещении заказов.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о размещении заказов, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Товары, используемые при выполнении работ должны соответствовать перечисленным в документации ГОСТам. В аукционной документации Заказчик описывает объект закупки, выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы предусмотренным Заказчиком требований.
В приложении N 9 к Техническому заданию содержатся требования к товарам, к таким как проволока, бетон, кабель, щебень, песок, трубы и т.д.
Так, например, для Цемента, Бетона, Песка установлены требования к частным остаткам на ситах. Однако, ГОСТ 10178-85 (Портландцемен общестроительного назначения бездобавочный), ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 30108-94, ГОСТ 12730.5-84 (Бетон тяжелый класс В25) показывает, что частный остаток на сите является расчетной величиной и используется при испытаниях товара для определения его зернового состава. Также необходимо отметить, что показатель содержания пылевидных и глинистых частиц в песке природном согласно ГОСТу 8736-93 раскрывает сущность метода определения содержания глинистых частиц и используется при испытаниях товара. Аналогичная ситуация с показателем Щебень из природного камня для строительных работ ГОСТ 8267-93.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки нарушает принцип объективного описания объекта закупки.
Кроме того, Заказчиком к товару также установлено требование о его соответствии ГОСТ, значения показателей данного товара не могут отличаться и выходить за пределы, установленные этим государственным стандартом, следовательно, требование к их подробному описанию в составе заявки является избыточным требованием, что также нарушает правило объективного характера описания объекта закупки. ГОСТ содержит однозначно определенные значения величин для всех существенных характеристик товара.
Аналогичным необъективным образом Заказчиком описано большинство товаров в аукционной документации, что помимо прочего необоснованно существенно усложняет процесс заполнения заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Заказчиком при описании требований к значениям показателей товаров, использующихся при выполнении работ, установлены избыточные требования к товару, тем самым нарушено правило объективного характера описания объекта закупки, в чем усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что на странице 4 и 5 Приложения N 2 "Пояснительная записка" к техническому заданию аукционной документации указано, что стоимость строительства всего объекта составляет 191 млн. рублей. НМЦ разыгрываемого аукциона 100 млн. руб. Завершение строительства объекта составляет более 50 % от всей стоимости объекта. Однако, сам объект по заявлению ООО "Спецстрой" практически полностью построен, и работы выполнены более чем на 70 %. Данный довод жалобы Комиссия УФАС оставляет без рассмотрения и принимает решение о направлении материалов жалобы и внеплановой проверки в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о наличии (отсутствии) признаков противоправных деяний.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки, установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В приложении N 7 к Техническому заданию аукционной документации Заказчиком установлено ряд требований, например: в пункте 11 товара 99 рабочая температура товара от не выше - 30 °C до не выше + 55 °C; в пункте 14 товар 23 рабочая температура товара от не выше - 40 °C до не выше + 55 °C и т.д.
При подобном описании объекта закупки, инструкция по заполнению первой части заявки должна быть настолько подробной, чтобы у участников размещения закупки не было ни малейшего сомнения при ее заполнении, чтобы инструкция была прозрачной и в достаточной мере описывала такие словосочетания как: "от не выше", "от не ниже", "до ниже", "до не ниже" и т.д.
Содержание инструкции по заполнению заявок позволяет сделать вывод о том, что инструкция не преследует цель упрощения для участников закупки процедуру заполнения заявок, а наоборот затрудняет её, так как она не описывает подробно все случаи температурных показателей, требуемых Заказчиком, что в результате может привести к отказу в допуске к участию в открытом аукционе. Подтверждением указанного вывода может послужить направление жалоб, а также отказ участников аукциона в допуске на участие в аукционе.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" обоснованной в части необъективного описания объекта закупки по ряду товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 64 (п. 1 ч. 1 ст. 33), п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Уполномоченного органа и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
5. Направить материалы жалобы и внеплановой проверки в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о наличии (отсутствии) признаков противоправных деяний по изложенным в жалобе фактам, в части довода о проведении закупки на законченный объект.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 мая 2015 г. N 44-1473/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2015