Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 марта 2015 г. N 44-830/15
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5288 от 13.03.2015) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей-заповедник "Петергоф" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуги по выполнению работ по проектированию реставрационного ремонта внутренних помещений объекта культурного наследия регионального значения - Комплекс зданий больницы Красного Креста общины св.Евгении лит.В в 2015 году (извещение N 0372200204915000016), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкюурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 20.02.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200204915000016. Начальная (максимальная) цена контракта 1 481 444,41 руб.
Заявитель обжалует действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком в 7.3.2. тома 2 Конкурсной документации установлен критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (показатели)".
К указанному критерию установлен подкритерий 3.3 "Наличие у участника свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: "п. 13 Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком, на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)".
Начисление балов за наличие СРО п. 13 "Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком, на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком)" не может являться критерием оценки, т.к. не свидетельствует о наличии у участника размещения закупки деловой репутации.
Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком в 7.3.2. тома 2 Конкурсной документации установлен критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (показатели)".
К указанному критерию установлен подкритерий 3.1 "Наличие у участника закупки профильных специалистов со стажем работы не менее 5 лет по специальности для выполнения работ, являющихся предметом конкурса".
Баллы по подкритерию 3.1. выставляются следующим образом:
- 20 баллов в случае наличия у участника закупки в совокупности следующих специалистов:
- Главный инженер проекта - 1 и более человек;
- Главный архитектор проекта - 1 и более человек;
- Ведущий инженер проекта - 1 и более человек;
- Ведущий архитектор проекта - 1 и более человек;
- Инженер-конструктор - 3 и более человек;
- Инженер по сметной работе - 2 и более человек;
- Инженер по проектной документации - 2 и более человек;
- Архитектор - 2 и более человек;
- Инженер-технолог - 1 и более человек;
- Инженер по технике безопасности и охране труда - 1 и более человек.
- 0 баллов в случае отсутствия у участника закупки специалистов хотя бы по одной специальности, либо в случае не предоставления документов подтверждающих стаж (опыт работы) и квалификацию привлекаемых специалистов.
Заказчиком установлено, что в случае отсутствия в составе заявки участника копии штатного расписания участника, оформленного в соответствии с действующим законодательством, и (или) копий трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера между специалистом-реставратором и участником, и (или) копий дипломов (свидетельств) специалистов-реставраторов о профессиональной подготовке специалиста, и (или) отсутствия (незаполнение или заполнение с нарушением требований конкурсной документации) формы "Квалифицированный персонал для выполнения работ по предмету конкурса" оценка по подкритерию "Наличие у участника закупки профильных специалистов со стажем работы не менее 5 лет для выполнения работ, являющихся предметом конкурса" учтена не будет.
Таким образом, Заказчик устанавливает перечень специалистов, за наличие которых будет присвоено 20 баллов. Одновременно Заказчик требует предоставление участником размещения закупки копий трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера между специалистом-реставратором и участником, и (или) копий дипломов (свидетельств) специалистов-реставраторов о профессиональной подготовке специалиста. При отсутствии указанных документов оценка по подкритерию учтена не будет. Однако в перечне специалистов, наличие которых обязательно для присвоения баллов специалисты реставраторы не указаны.
Таким образом, в действиях заказчика содержится нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба является обоснованной в части установления незаконных требований к участникам закупки.
При установленных обстоятельствах допущенное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Меандр" обоснованной в части установления незаконных требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 марта 2015 г. N 44-830/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.03.2015