Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 апреля 2015 г. N 2-57-2738/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектра отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
Администрации поселения Десеновское: М.Н. Жовтун, С.Н. Ковалевского,
ООО "Группа компаний Континент": А.В. Макарова,
рассмотрев жалобу ООО "Группа компаний Континент" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Десеновское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право выполнения работ по комплексному благоустройству дворовых территорий поселения (Закупка N 0148300011015000011) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а именно, в части:
1) неправомерного установления в проекте контракта положений ответственности сторон.
2) размещения ответа на запрос о разъяснении положений аукционной документации без указания предмета запроса.
3) установления неправомерных требований к товарам технической части аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 07.04.2015 NМГ/12533 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта неправомерно установлена ответственность сторон.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.6 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее-Правила).
Согласно п.4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии п.4 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно проекту государственного контракта указано:
-5.5. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, штрафные санкции составляют ___ % от цены Контракта и устанавливаются в виде фиксированной суммы в размере ___ рублей __ копейки.
-5.6. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, штрафные санкции составляют __ % от цены Контракта и устанавливаются в виде фиксированной суммы в размере __ рублей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что неустановление условий ответственности сторон, противоречит ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе и Постановлению Правительства от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
2) По мнению Заявителя в ответе на запрос о разъяснении положений аукционной документации отсутствует предмет запроса.
Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе Заявителем был направлен запрос о разъяснении положений документации.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Управления установлено, что Заказчик разместил ответ на поступивший запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, при этом в опубликованном документе отсутствует предмет запроса, что нарушает ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам Технической части аукционной документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя указано следующее:
-"Щебень из естественного камня для дорожных работ" Заказчиком установлены требования: "Марка по дробимости щебня 600 или 800 или 1000 или 1200", "Диапазон фракции щебня от 5 до пятидесяти мм", однако сметами по вышеуказанным адресам, которые являются обоснованием начальной максимальной цены контракта по данному аукциону, предусмотрена только марка щебня 400-600 и фракция 20-40 мм".
-"Доски хвойных пород обрезные" Заказчиком установлены требования: "Сорт должен быть третий\ четвертый", однако сметами по вышеуказанным адресам, которые являются обоснованием начальной максимальной цены контракта по данному аукциону, предусмотрен только четвертый сорт".
-"Смеси бетонные бег" Заказчиком установлены требования: "По типу бетона бетонные смеси должен быть * смеси тяжелого бетона или бетонные смеси мелкозернистого бетона или бетонные смеси легкого бетона (БСЛ, БСТ, Б СМ), однако сметами по вышеуказанным адресам, которые являются обоснованием начальной максимальной цены контракта по данному аукциону, предусмотрена только бетонная смесь тяжелого бетона (БСТ)"
-"Растворы цементные" Заказчиком установлены требования: "Марка по прочность раствора на сжатие в проектном возрасте М50-М200", однако сметами по вышеуказанным адресам, которые являются обоснованием начальной максимальной цены контракта по данному аукциону, предусмотрен только раствор цементный марки 100.
-"Камни бетонные бортовые" Заказчиком установлены требования: "Марка БР300.30.15\ БР 100.30.15\ БР 100.20.8\ БВ 100.30.15\ БР 300.30.18", однако сметами по вышеуказанным адресам, которые являются обоснованием начальной максимальной цены контракта по данному аукциону, предусмотрены только марки камней БР 100.30.15 и БР 100.20.8".
-"В пункте "Краска масляная" Заказчиком установлены требования: "Марка должна быть МА-15, МА-22, МА-25", однако сметой по вышеуказанному адресу, которая является обоснованием начальной максимальной цены контракта по данному аукциону, предусмотрена только марка краски МА-15".
-"В пункте "Краска масляная" Заказчиком установлены требования: "Марка должна быть МА-15, МА-22, МА-25", однако сметой по вышеуказанному адресу, которая является обоснованием начальной максимальной цены контракта по данному аукциону, предусмотрена только марка краски МА-15".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к товарам Технической части аукционной документации установлены в соответствии с действующими регламентами, а также участнику закупки предлагается выбор из аналогичных характеристик товаров, что в свою очередь не ограничивает круг участников закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что сметная документация, является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, при этом смета не является источником характеристик о товарах, используемых при выполнении работ.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в п."Доски хвойных пород обрезные" в параметрах: "Толщина досок" и "Предельные отклонения от номинальных размеров пиломатериалов по ширине в диапазоне" Заказчиком не установлена единица измерения, а также в пункте "Диск отрезной" в параметре "Высота сегмента менее двадцати" Заказчиком не установлена единица измерения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что отсутствие единиц измерения по вышеуказанным показателям, является следствием технической ошибки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что отсутствие единицы измерения по установленным показателям, свидетельствует о не установлении Заказчиком показателей, позволяющих определить максимальные и минимальные значения или значения которые не могут изменяться для товаров, что нарушает ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Группа компаний Континент" на действия Администрации поселения Десеновское обоснованной в части не установления ответственности сторон за неисполнение обязанностей по государственному контракту; в части отсутствия в ответе на запрос о разъяснении положений аукционной документации предмета запроса; в части отсутствия единиц измерения по установленным показателям.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.2 ст.33, ч.4 ст.34, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии Е.В. Гридина
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
С.И. Казарин
Исп. Р.Г. Осипов (495) 784-75-05 (166)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 апреля 2015 г. N 2-57-2738/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2015