Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 апреля 2015 г. N 2-57-2774/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Смольянова А.А.,
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей Центральной базовой таможни: Плешковой М.Н., Коваля В.Е., Мальковой Е.В., Зайцевой И.А.,
в отсутствие представителей ООО "Арида", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/12727 от 08.04.2015),
рассмотрев жалобу ООО "Арида" (далее - Заявитель) на действия Центральной базовой таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта (Закупка N 0373100023315000020) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также дачи разъяснений, изменяющих суть документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 08.04.2015 NМГ/12727 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в инструкции по заполнению первой части заявки установлены неправомерные требования.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, в соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в Приложении к техническому заданию аукционной документации установлены следующие требования к товару п. 1 "Песок для выравнивающих слоев оснований пешеходных зон и проезжей части и пандусов": "Класс применяемого песка: I класс, II класс", "Группа: средний, крупный, повышенной крупности", при этом, согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе "Перечисление характеристик через запятую означает, что при производстве работ используются материалы со всеми перечисленными характеристиками т.е. знак " , " примененный при перечислении показателей и характеристик - указывает на необходимость применения всех перечисленных показателей и характеристик если иное не указано непосредственно в требовании к показателю".
Согласно доводам жалобы Заявителя 30.03.2015 Заказчиком даны разъяснения положений документации NРД1, согласно которым участники закупки при заполнении заявки на участие в аукционе вправе выбрать одну группу песка, либо несколько групп на свое усмотрение, что, по мнению Заявителя, является разъяснением документации, изменяющим её суть.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком законных прав и интересов Заявителя как участника закупки при публикации указанных разъяснений документации.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены следующие требования к товару п.3 "Бордюр садовый": "Объём вовлеченного воздуха в %: 4-5", "Технология производства: вибропрессование", поскольку данные требования не регламентируются нормативно-техническими документами, а также не являются требованиями к товару.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия", в соответствии с которым установлены требования к указанному товару.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении требований к товарам, используемым при выполнении работ, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования к компонентам товаров:
- п. 14 "Горячие асфальтобетонные смеси": "Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки ,°С: выше 220", "Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой самовоспламенения, °С: не менее 368", "Температура размягчения по кольцу и шару, °С: не ниже 41", "Растяжимость, см : при 25 °С: не менее 45", "Температура хрупкости, "С: Ниже -9", "Индекс пенетрации: От -1,5 до +1,0", "Минеральный порошок МП-1активированный или МП1неактивированный или МП-2", "Зерновой состав, % по массе мельче 1,25 мм: не менее 95", "Зерновой состав, % по массе мельче 0, 315 мм: не менее 80", "Зерновой состав, % по массе мельче 0,071 мм: не менее 60", "Набухание образцов из смеси порошка с битумом, %: не более 3,0", "Водостойкость образцов из смеси порошка с битумом, %: не более 0,7", "Влажность, % по масс: не более 2,5";
- п. 27 "Раствор цементный для заполнения швов плиточных тротуаров" "Добавки-наполнители цементов для строительных растворов: Кварцевый песок или кристаллический известняк или мрамор или пыль электрофильтров клинкерообжигательных печей", "пластифицирующие добавки, улучшающие качество цемента для строительных растворов в количестве % массы цемента: 0-0,5", "гидрофобизирующие добавки, улучшающие качество цемента для строительных растворов в количестве, % массы цемента: 0-0,3", "Воздухововлекающие добавки, улучшающие качество цемента для строительных растворов в количестве, % массы цемента: До 1", "Массовая доля в цементах активных минеральных добавок в портландцементе всего, % по массе: 0-20", "Предел прочности цемента для строительных растворов при сжатии в 28-суточном возрасте, Мпа(кгс/см2): не менее 19,6 (200)", "Предел прочности портландцемента при сжатии в 28-суточном возрасте, МПа(кгс/см2) (при применении): Не менее 39,2 (400)", "Заполнитель песок для строительных работ природный или песок для строительных работ из отсевов дробления", "Полные остатки на ситах для песка природного составляют: для сита N 2.5, % по массе 0-20", "Полные остатки на ситах для песка природного составляют для сита N1.25 , % по массе: 20-40", "Полные остатки на ситах для песка природного составляют для сита N063, % по массе: 30-75", "Полные остатки на ситах для песка природного составляют : для сита N0315, % по массе: 50-90".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронных аукционах, и в нарушение положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Арида" на действия Центральной базовой таможни обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам "Горячие асфальтобетонные смеси", "Раствор цементный для заполнения швов плиточных тротуаров".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: А.А. Смольянов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 апреля 2015 г. N 2-57-2774/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2015