Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 мая 2015 г. N 2-57-3884/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.;
Члена Комиссии - ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Каплина О.А.;
Члена Комиссии - специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Абегяна А.Г.;
при участии представителя ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий": Меньшикова М.Ю.,
при участии представителя заявителя жалобы ООО "АСУС": Грачева Н.М,,
рассмотрев жалобу ООО " АСУС " (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений ГКУ "ГЦЖС" в 2015 году (Закупка N 0373200295615000022) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NМГ/17407 от 12.05.15 Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, атакже требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системеи инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в приложении к техническому заданию установлены требования к используемым при выполнении работ товарам:
- по п. 3 "Сталь полосовая, спокойная": Содержание углерода 0.06 - 0.12 Дж/(кг·град), Содержание Si 0.15 - 0.3 %, Содержание Mn 0.25 - 0.5 %, Содержание S до 0.05%;
- по п. 4 "Сталь угловая равнополочная для строительных металлоконструкций, ширина полки 35-70 мм.": Содержание углерода 0.14 - 0.22 % , Содержание Si до 0.15 %, Содержание Mn 0.8 - 1.1 %, Содержание Ni до 0.3 %, Содержание Cr до 0.3%;
- по п. 30 "Трубы стальные сварные водогазопроводные, оцинкованные": Массовая доля элементов углерода 0,14-0,22 %, Массовая доля элементов марганца 0.40-0,65 %, Массовая доля элементов кремния 0,15-0,30 %, Массовая доля хрома, никеля и меди Не более 0,30 %, Массовая доля азота Не более 0,010;
- по п. 41 "Арматурные заготовки (стержни, хомуты и т.п.), не собранные в каркасы или сетки, углеродистая сталь общего назначения и арматурная сталь гладкая": Массовая доля элементов, углерода 0-0,37 %, Массовая доля элементов, марганца 0,50-1,75 %, Массовая доля элементов, кремния 0,05-1,55 %, Массовая доля элементов, хрома, не более 1,70 %;
- по п. 47 "Сталь швеллерная обычная общего назначения": Массовая доля элементов, углерода 0,06-0,49 %, Массовая доля элементов, марганца 0,25-0,80 %, Массовая доля элементов, кремния 0,00-0,30 %, Массовая доля элементов, хрома, не более 0,30.
Согласно доводам Заявителя, значения данных показателей не могут быть указаны участниками закупки в составе первой части заявки на участие в аукционе, поскольку, указанные требования установлены к химическому составу товаров, используемых при выполнении работ.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные требования, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных требований при описании объекта закупки. Таким образом указанные требования установлены в нарушение ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в приложении к техническому заданию по п.38 "Щебень из естественного камня (Щебень для приготовления бетонных смесей из естественного камня интрузивных пород и осадочных пород)" требований противоречащих нормам ГОСТ 8267, требование о соответствии которому установлено аукционной документацией.
В приложении к техническому заданию по п.38 "Щебень из естественного камня (Щебень для приготовления бетонных смесей из естественного камня интрузивных пород и осадочных пород)" Заказчиком установлены требования :
- "Фракция": "5-40 мм";
- "Полные остатки на контрольных ситах": "2,5 мм от 95 до 100 % по массе"; "5 мм от 90 до 100 % по массе"; "7,5 мм и 30 мм от 30 до 60 % по массе"; "10 мм и 40 мм до 10 % по массе"; "12,5 и 50 мм до 0,5 % по массе".
По мнению Заявителя, согласно ГОСТ 8267 "Для щебня и гравия фракций от 5(3) до 10 мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм применяют дополнительно: нижние сита 2,5 мм (1,25 мм), полный остаток на которых должен быть от 95% до 100%", а также заказчик требует "7,5 мм и 30 мм от 30 до 60". Таким образом, при выборе участником фракции от 5(3) до 10 мм или смеси фракций от 5(3) до 20 мм, чтобы указать значение, необходимое заказчику для сит 2,5 мм, участник не сможет указать значения в соответствии с требованием заказчика в отношении значения "7,5 мм и 30 мм от 30 до 60", поскольку в выбранной фракции не может существовать зерен, у которых остаток на сите 30 мм будет "от 30 до 60% по массе".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в документации об аукционе в нарушение положений ч.1, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлены показатели товара п.38 "Щебень из естественного камня (Щебень для приготовления бетонных смесей из естественного камня интрузивных пород и осадочных пород)", противоречащие нормам ГОСТ 8267.
Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившееся в предоставлении разъяснений положений аукционной документации, изменяющих ее суть.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в приложении к техническому заданию установлены требования к используемым при выполнении работ товарам:
- по п. 70 "Стекло": "Толщина: должна быть от 20,0 до 12,0 мм";
- по п. 62 "СМЕСИ СУХИЕ (БИРСС Т-2)": "Прочность
на сжатие: более 3,5 Мпа", "Температура применения: от + 5°С до + 35°С; "Температура эксплуатации: от - 50°С до + 70";
- по п. 64 "СМЕСИ СУХИЕ ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЕ ДЛЯ ПЛИТОЧНЫХ РАБОТ,КЛЕЕВЫЕ": "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов: 1 класс материалов (Аэфф<370)";
- по п.25 "КАБЕЛИ": "Допустимые токовые нагрузки кабелей в земле: 28-37А".
Вместе с тем, в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе установлено следующее: "При указании сведений о показателях используемого для выполнения работ товара участник размещения заказа обязан указать значения таких показателей как указано ниже (без использования нижеуказанных слов/словосочетаний, знаков и символов, при этом такие сведения должны соответствовать установленным диапазонам): конкретное значение показателя, включающее нижнюю границу значения и менее верхней границы значения (словосочетания: "от _ до _", "должен быть от_ до_", "должен быть в диапазоне от _ до _", "в диапазоне значений от _ до _").
Установлено, что Заказчиком даны разъяснения положений документации об электронном аукционе следующего содержания:
- по п. 70 "Стекло": "В п.70 допущена ошибка. Правильно - толщина "от 2,0 до 12,0 мм";
- по п. 62 "СМЕСИ СУХИЕ (БИРСС Т-2)" в отношении характеристики "Прочность на сжатие": "В данном случае понятие более надо понимать, как не менее"; в отношении характеристик "Температура применения", "Температура эксплуатации": "В п.62 данный материал можно применять при температуре окружающей среды от +5 до +35 °С и эксплуатации от -50 до +70 °С";
- по п. 64 "СМЕСИ СУХИЕ ЦЕМЕНТНО-ПЕСЧАНЫЕ ДЛЯ ПЛИТОЧНЫХ РАБОТ,КЛЕЕВЫЕ": "В п.64 участнику необходимо указать "1 класс Аэфф= (предложение участника)",
- по п.25 "КАБЕЛИ": "В п.25 допустимые токовые нагрузки кабелей в земле возможны 27-37".
Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные разъяснения положений документации об электронном аукционе в нарушение ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе изменяют её суть.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Установлено, что в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в приложении к техническому заданию в наименованиях используемых при выполнении работ товаров установлено следующее требование: "Требуется указать показатели и характеристики каждого вида материалов применяемых для производства работ в соответствии с требованиями, проектной, сметной, нормативной и технической документации)", поскольку сметная документация в силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе является обоснованием начальной максимальной цены государственного контракта и содержит сведения, позволяющие участнику закупки определить объем выполняемых работ. При этом, сметная документация не содержит показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям в силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО " АСУС " на действия ГКУ города Москвы "Городской центр жилищных субсидий обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.1, ч.2 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Член Комиссии: О.А. Каплин
Член Комиссии: А.Г. Абегян
Исп. Каплин О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 мая 2015 г. N 2-57-3884/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2015