Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 апреля 2015 г. N 2-57-2864/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителей ГКУ города Москвы "Дирекция департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы": Косовой В.О., Алимжанова Р.Х.,
при участии представителей ООО "ГОЛОС": Осипова А.В., Петросяну Р.Х., Голубева А.А.,
при участии представителей Департамента города Москвы по конкурентной политике: Сахно В.В., Ломановой О.И.,
рассмотрев жалобу ООО "ГОЛОС" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнения строительно-монтажных работ (Закупка N 0173200001415000093) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 13.04.2015 NМГ/13335 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам "Лента изоляционная ПВХ", "Мешковина", поскольку данные товары не являются объектом закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данные товары необходимо использовать при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием, при этом данные товары учтены при составлении локального сметного расчета, который является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении требований к товарам, используемым при выполнении работ, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком по п. "Смеси асфальтобетонные дорожные" неправомерно установлены требования к характеристикам: "Предел прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С", "Содержание щебня", "Предел прочности при сжатии при температуре 50 градусов по Цельсию", "Водостойкость", "Значение коэффициента вариации", поскольку, по мнению Заявителя, требование о предоставлении показателей указанных характеристик в виде конкретных значений не позволяет участникам закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе, поскольку участнику закупки невозможно определить конкретные значения указанных характеристик до изготовления асфальтобетонной смеси.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что указанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены требования не соответствующие требованиям ГОСТ, в частности по п. 8 "Грунтовка для металлических поверхностей": "Условная вязкость при (20,0_0,5)°С по вискозиметру ВЗ-4: предлагаемый показатель должен быть менее указанного значения: 50", поскольку, согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" условная вязкость при (20,00,5)°С по вискозиметру ВЗ-4 должна быть более 45; п. 17 "Проволока стальная вязальная термически необработанная без покрытия": "Отрезки проволоки в катушке: предлагаемый показатель не должен быть < указанного значения: 3 ", что не соответствует ГОСТ 3282-74 "Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия. Технические условия".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком установлены требования, не соответствующие ГОСТ по следующим характеристикам товаров: п. 10 "Щебень из естественного камня для строительных работ изверженной эффузивной и осадочной породы": "Содержание глины в комках", "Содержание зерен слабых пород", п. 12 "Краски масляные жидкотертые": "Время высыхания до степени 3 при температуре (202) °С", "Условная светостойкость пленки", а также Заказчиком установлены несоответствующие ГОСТ требования по п. 14, 31, 38, 40 технического задания аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при установлении вышеуказанных требований к товарам "Щебень из естественного камня для строительных работ изверженной эффузивной и осадочной породы" и "Краски масляные жидкотертые", используемым при выполнении работ, а также свидетельствующих об ограничении количества участников закупки. Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить требования к каким характеристикам товаров п. 14, 31, 38, 40 не соответствуют требованиям ГОСТ.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного доводам жалобы.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование к товару п. 8 "Грунтовка для металлических поверхностей": "Степень разбавления грунтовки растворителем: предлагаемый показатель не должен быть менее указанного значения: 20 %", поскольку согласно ГОСТ 25129-82 Степень разбавления грунтовки растворителем должна быть не более 20 %.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 15 заявок, при этом все поданные заявки допущены к участию в аукционе, что свидетельствует о том, что выявленное нарушение не повлияло на результаты торгов.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в ведомости объёмов работ предусмотрена установка выключателей фирмы АВВ, установка камеры производителя "Axiс", а также процессора производителя "Atlon", без сопровождения данных требований словами или эквивалент.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что инструкция по заполнению первой части заявки содержит в частности следующее положение: "Для всех наименований марок конкретных производителей, указанных в технической части документации об аукционе, включая сметную документацию, применяется дополнение "либо эквивалент", что не противоречит п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ГОЛОС" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы" обоснованной в части установления неправомерных требований к товару "Грунтовка для металлических поверхностей" по характеристике "Степень разбавления грунтовки растворителем".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 апреля 2015 г. N 2-57-2864/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2015