Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 апреля 2015 г. N 2-57-3116/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Смольянова,
Специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
при участии представителей:
Администрации поселения Первомайское в городе Москве: С.В. Пинчук, А.Р. Будагова,
ООО "Глав-Строй": П.С. Кудиярова, Д.В. Константинова,
рассмотрев ООО "Глав-Строй" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Первомайское в городе Москве (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту здания Муниципального бюджетного учреждения физической культуры и спорта "Спортивно-досуговый центр "Первомайское" (Закупка N 0148300018315000013) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/14140 от 17.04.2015) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком опубликованы разъяснения положений аукционной документации изменяющие суть аукционной документации.
На основании ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона от контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно доводам жалобы Заявителя в адрес Заказчика направлены запросы о даче разъяснений положений аукционной документации в части:
- п. "Кирпич керамический обыкновенный", а именно: "Марка прочности: М100. Предел прочности при сжатии, наименьший для отдельного образца не ниже 12,5 Мпа. Предел прочности при изгибе, наименьший для отдельного образца не ниже 1,4 Мпа. Просим проверить правильность требований" (в соответствии с ГОСТ для марки М100 - это несколько завышенные требования)";
- п. "Сталь листовая оцинкованная", а именно: "Масса 1м2 слоя покрытия, нанесенного с двух сторон: от 142,5 кг до 855 кг вкл." и указана единица измерения "кг". При минимальной массе покрытия в 142,5 кг, суммарная толщина покрытия с обеих сторон должна быть не меньше 2 см, что более чем в 300 раз превышает требования Заказчика к толщине покрытия";
- п. "Грунтовка водно - дисперсионная", а именно: "Марка: Церезин СТ 17".
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком даны разъяснения положений документации в части п. "Кирпич керамический обыкновенный","Сталь листовая оцинкованная", "Грунтовка водно - дисперсионная", а именно:
- "В п. "Кирпич керамический обыкновенный" была допущена опечатка. Значения по параметру "Марка прочности" следует читать как "не ниже М100"; "Предел прочности при сжатии, наименьший для отдельного образца" следует читать как "не ниже 7,5"; "Предел прочности при изгибе, наименьший для отдельного образца" следует читать как "не ниже 1,1";
- "В п. "Сталь листовая оцинкованная" была допущена ошибка, единицу правильно измерения следует читать как "г";
- "В п. "Грунтовка водно - дисперсионная" при заполнении формы 2 участники могут поправить название материала или оставить в редакции Заказчика. Оба варианта заполнения допустимы и будут считаться правильным".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанное разъяснение изменяет документацию об аукционе в электронной форме и нарушают ч.5 ст.65 Закон о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены излишние, завышенные характеристики товаров, а также установлены требования к товарам, которые не используются при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам, которые являются излишними, завышенными характеристиками товаров, а также установлены требования, которые вводят участников закупки в заблуждение, в частности:
- п.7. "Смеси сухие цементно - песчаные, клеевые. Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит) и сульфиды в пересчете на SO 3 не более 1 % по массе. Слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами) не более 2 % по объему. Уголь не более 1 % по массе. Галоидные соединения (гапит, сильвин и др.) в пересчете на ион хлора не более 0,15 % по массе";
- п. 12. "Смеси бетонные, БСГ. Свободные волокна асбеста до 0,25 % по массе. Сульфаты (гипс, ангидрит) и сульфиды, кроме пирротин, гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO 3 1,5 % по массе. Уголь и древесные остатки не свыше 1 % по массе. Апатит не должно быть более 10% по объему. Фосфорит не выше 10 % по объему. Нефелин не более 10 % по объему. Магнетит не более 10 % по объему. Гидроксиды железа максимально 10 % по объему. Породообразующие минералы суммарно не более 15 % по объему. Аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах не более 50 ммоль/л. Пирит в пересчете на SO 3 не более 4 % по массе. Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит) и сульфиды в пересчете на SO 3 не более 1 % по массе. Слюда не более 2 % по массе. Уголь не более 1 % по массе. Галоидные соединения (галит, сильвин и др.) в пересчете на ион хлора не более 0,15 % по массе";
- п. 17. "Растворы цементные. Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит) и сульфиды в пересчете на SO 3 не более 1 % по массе. Слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами) не более 2 % по массе. Уголь не более 1 % по массе. Галоидные соединения (галит, сильвин и др.) в пересчете на ион хлора не более 0,15 % по массе";
- п.24. "Клей мастика (резиновый). Содержание летучих компонентов по массе не более 50 %. Содержание хлоропренового каучука от 11 до 14%";
- п.27. "Растворы цементно - известковые. Слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами) не более 2 % по массе. Уголь не более 1 % по массе. Галоидные соединения (галит, сильвин и др.) в пересчете на ион хлора не более 0,15 % по массе. Активные CaO+MgO без добавок не менее 60/не нормируется % по массе. Активные CaO+MgO с добавками не менее 40/не нормируется % по массе. Активный MgO не более 40/не нормируется % по массе. СО 2 без добавок не более 11/не нормируется % по массе. СО 2 с добавками не более 9/не нормируется % по массе. Непогасившиеся зерна не более 20/не нормируется % по массе. Активные CaO+MgO: не менее 5 не более 65/не нормируется % по массе. СО 2 не более 6/не нормируется % по массе";
- п. 31. "Лак пентафталевый. Массовая доля нелетучих веществ 52-56 %";
- п. 33. "Клей. Массовая доля нелетучих веществ не менее 55 % по массе";
- п. 34. "Грунтовка водно - дисперсионная. Коэффициент сопротивления диффузории водных паров 100".
Согласно доводам Заявителя значения данных показателей не могут быть указаны участниками закупки в составе первой части заявки на участие в аукционе, поскольку вышеуказанные требования являются излишними, завышенными характеристиками товаров.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушении п. 1 и п. 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления, представители Заказчика пояснили, что следующие требования к характеристикам вышеуказанных товаров установлены в соответствии с ГОСТ:
- п.7. "Смеси сухие цементно - песчаные, клеевые", а именно: "Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO 3) от 1 до 4 % по массе. Аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах не более 50 ммоль/л. Пирит в пересчете на SO 3 не более 4 % по массе" соответствует требованиям ГОСТ - 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия";
- п. 12. "Смеси бетонные, БСГ", а именно: "Аморфные разновидности диоксида кремния, растворимые в щелочах не более 50 ммоль/л. Галоидные соединения (галит, сильвин и др., включая водорастворимые хлориды) не более 0,1 % по массе. Пирит не свыше 4 % по массе" соответствует требованиям ГОСТ - 26633-91"Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия";
- п. 13. "Краски водно - дисперсные поливинилацетатные", а именно: "Массовая доля нелетучих веществ от 53 до 59 %" соответствует ГОСТ - 28196-89 "Краски водно-дисперсионные. Технические условия";
- п. 15. "Краски масляные готовые к применению", а именно: "Массовая доля летучего вещества не более 12 %. Массовая доля пленкообразующего вещества не менее 26 %" соответствует ГОСТ - 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия";
- п. 17. "Растворы цементные", а именно: "Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO 3) от 1 до 4 % по массе. Аморфные разновидности диоксида кремния, растворимого в щелочах не более 50 ммоль/л. Пирит в пересчете на SO 3 не более 4 % по массе" соответствует требованиям ГОСТ - 26633-91"Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия";
- п. 25. "Олифа натуральная", а именно: "Содержание фосфорсодержащих веществ в масле, применяемом при производстве олифы в пересчете на Р 2 0 5 не более 0,026 %. Массовая доля неомыляемых веществ не более 1 %. Массовая доля золы не более 0,3 %" соответствует требованиям ГОСТ - 7931-76 "Олифа натуральная. Технические условия";
- п. 27. "Растворы цементно - известковые", а именно: "Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO 3) от 1 до 4 % по массе. Пирит в пересчете на SO 3 не более 4 % по массе. Сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит) и сульфиды в пересчете на SO 3 не более 1 % по массе" соответствует требованиям ГОСТ - 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя соответствующих документов в подтверждение обоснованности данного довода жалобы не представил,а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
3. По мнению Заявителя требования о соответствии товаров техническим условиям, ограничивает количество участников закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В аукционной документации установлено требование о соответствии некоторых товаров конкретным техническим условиям ТУ 5774-008-05108038-99, ТУ 3464-001-42790588-99, ТУ 2388-005-02955836-99, ТУ 6-10-612-76.
Согласно п. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились обосновать необходимость использования требования о соответствии товаров вышеуказанным техническим условиям.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление таким образом требований к товару, нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку может повлечь к ограничению количества участников закупки.
4. По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование к конкретной серии товара, что свидетельствует о соответствии товара определенного производителя.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации установлены требования к товару по п. "Выключатели", в частности: "Серия: Москвичка".
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления вышеуказанных требований, а также пояснить соответствуют ли требованию к характеристике серии "Москвичка" товары иных производителей.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлены характеристики товаров противоречащие п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, в частности по п. 36. "Лампы люминесцетные".
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам в аукционной документации таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение, а именно п. 36. "Лампы люминесцетные. Тип: ЛПО 01-2х36 или эквивалент".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил доказательств, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом вышеуказанные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Глав-Строй" на действия Администрации поселения Первомайское в городе Москве обоснованной в части установления в аукционной документации излишних, завышенных требований к характеристикам товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии Т.А. Логинова
Члены комиссии А.А. Смольянов
С.И. Казарин
Исп.: Смольянов А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 апреля 2015 г. N 2-57-3116/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2015