Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 марта 2015 г. N 2-57-2250/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
при участии представителей ГБОУ Высшего профессионального образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации, ООО "РГТН"
рассмотрев жалобу ООО "РГТН" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ Высшего профессионального образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов (Закупка N 0373100108214000533) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (МГ/10342 от 24.03.2015) документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок, а именно, в части:
1) установления неправомерных требований в п.25.1 Информационной карты аукционной документации.
2) установления в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, а также в части установления требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
3) опубликования разъяснений изменяющих суть аукционной документации.
4) неправомерного объединения в один лот строительных работ, а также установления требований к поставке товаров.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к первой части заявки на участие в аукционе в нарушение п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п.25.1 Информационной карты аукционной документации указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3, статьи 66, Федерального закона 44-ФЗ, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3, статьи 66, Федерального закона 44-ФЗ, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3, статьи 66, Федерального закона 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требования о "наименование места происхождения товара или наименование производителя товара" в первой части заявки на участие в аукционе, является нарушением ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены излишние, завышенные характеристики товаров, а также установлены требования к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя в Технической части аукционной документации указано: п.9 Растворы, марки по подвижности растворов Пк1, Пк2, ПкЗ, Пк4, а также указана марка раствора 150; 200.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, согласно инструкции по заполнению первой частей заявок указано: "характеристики, указанные через запятую, читать как необходимость Заказчика в наличии всех указанных вариантов характеристик, а символ ";" надо трактовать как союз "или"".
Согласно доводам жалобы Заявителя исходя из инструкции по заполнению первых частей заявок, участник закупки должен предложить все марки по подвижности при этом выбрать одну из марок раствора. Согласно ГОСТа 28013-98 каждой марки подвижности соответствует определенная марка раствора и одна марка раствора не может соответствовать двум значениям подвижности.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в нарушение ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе требования к товару "Растворы" установлены таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют участникам закупки заполнить заявку на участие в акуционе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены излишние, завышенные характеристики товаров, а именно: - п. 52 Труба стальная бесшовная горячедеформированная (Марка стали 10 или 20 или 35 или 45 или 10Г2 или 20Х или 40Х или Ст4сп или Ст5сп; массовая доля химических элементов в стали: углерода, марганца, кремния, хрома); - п. 53 Труба стальная бесшовная горячедеформированная (Марка стали 10; 20; 35;45; Ст4сп; Ст5сп"; массовая доля химических элементов в стали: углерода, марганца, кремния, хрома); п.54 Труба стальная бесшовная горячедеформированная (массовая доля химических элементов в стали: углерода, марганца, кремния, хрома).
Согласно доводам Заявителя значения данных показателей не могут быть указаны участниками закупки в составе первой части заявки на участие в аукционе, поскольку вышеуказанные требования являются излишними, завышенными характеристиками товаров.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика не представил возражения на жалобу Заявителя, а также затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что может повлечь ограничение количества участников закупки.
3) По мнению Заявителя, Заказчиком опубликованы разъяснения положений аукционной документации изменяющие суть аукционной документации.
На основании ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчиком в п.4.6 Технического задания аукционной документации указано: "Качество товара: Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств), изготовленным в 2013 году. Используемые товары (материалы) должны быть сертифицированными. В соответствии с нормами СНиП, ПУЭ, ГОСТ и ТУ".
Согласно доводам жалобы Заявителя в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений документации в части п.4.6 Технического задания аукционной документации, а именно: "Качество товара: поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств), изготовленным в 2013 году. Используемые товары (материалы) должны быть сертифицированными. В соответствии с нормами СНиП, ПУЭ, ГОСТ и ТУ. Согласно данного пункта, Участник не может использовать товар, изготовленный в 2014, 2015 г.".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком даны разъяснения положений документации в части п.4.6 Технического задания аукционной документации, а именно: "Уважаемый участник аукцион объявлен в 2014 году и требование к качеству товара предъявленное правомерно. Кроме того требования предъявленные Заказчиком к качеству товара никоим образом не имели характера ограничения конкуренции, а имеют единственную цель, а именно качественное выполнение работ. В этой связи сообщаем, что товары, используемые в ходе выполнения работ, могут быть изготовлены и в 2014 году и в 2015 году".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанное разъяснение изменяет документацию об аукционе в электронной форме, что нарушает ч.5 ст.65 Закон о конкратной системе.
4) По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот строительные работ, а также установлены требования к поставке товаров.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя в рамках контракта необходимо выполнить общестроительные работы, при этом необходимо поставить такие товары как "Гардеробная", "Фонтан", что ограничивает круг участников закупки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РГТН" на действия ГБОУ Высшего профессионального образования "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации обоснованной в части установления неправомерных требований в п.25.1 Информационной карты к первой части заявки на участие в аукционе; в части установления неправомерных требований к товарам; в части опубликования разъяснений положений аукционной документации изменяющих суть аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.5 ст.65, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Центр сопровождения контрактов" по делу N 2-57-2245/77-15 от 24.03.2015.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместителя председателя комиссии Т.А. Логинова
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
А.Г. Абегян
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 марта 2015 г. N 2-57-2250/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.04.2015