Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 марта 2015 г. N 2-57-2254/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
при участии представителей:
ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации: А.Л. Юхно,
ОАО "ГлавСтройМонтаж 5": П.В. Софронова,
рассмотрев жалобу ОАО "ГлавСтройМонтаж 5" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов (Закупка N 0373100108214000533) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (МГ/10343 от 24.03.2015) документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований в нарушение законодательства об осуществлении закупок, а именно, в части:
1) отсутствия в составе аукционной документации проектной документации.
2) установления неправомерных требований в п.5.4.1 проекта контракта.
3) установления в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, а также установление требований к товарам, которые не используются при выполнении работ.
4) опубликования разъяснений изменяющих суть аукционной документации.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе в составе аукционной документации отсутствует проектная документация.
Согласно ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состав и требования к содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 30 Постановления Правительства России N87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию" сметная документация, предусмотренная в п. 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Комиссией Управления установлено, что предметом аукциона является выполнение работ по капитальному ремонту объектов ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций. В соответствии с локальным сметным расчетом подрядчику, в рамках исполнения условий государственного контракта, необходимо выполнить такие работы, как разборка кирпичных перегородок, разборка деревянных перегородок, разборка подвесных потолков, демонтаж светильников. Таким работы, являющиеся объектом закупок, в соответствии с локальным сметным расчетом не относится к капитальному ремонту в понимании Градостроительного кодекса. У Заказчика отсутствует проектные документации, так как работы не относят к объекту капитального ремонта в рамках понятия Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу необоснованности данного довода жалобы
2) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования в п.5.4.1 проекта государственного контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Вместе с тем, согласно пункта 5.4.10 проекта государственного контракта указано: "Подрядчик обязан своевременно, в полном объеме и надлежащим образом без привлечения других лиц выполнить работы и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения контракта".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком в аукционной документации требований к участникам закупки о не возможности привлечения субподрядчиков и соисполнителей нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе и является неправомерным.
3) По мнению Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлены излишние, завышенные характеристики товаров, а также установлены требования к товарам, которые не используются при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам, которые являются излишними, завышенными характеристиками товаров, а также установлены требования, которые вводят участников закупки в заблуждение, в частности: п.Плиты напольные из натурального камня (форма плиты: должна быть брекчия; прямоугольная; квадратная; материал плит: мраморное; гранитное или мраморно- гранитное; фактура лицевойповерхности плиты: должна соответствовать следующим характеристикам: полированная - с зеркальным блеском, четким отражением предметов, без следов обработки предыдущей операции; гладкая матовая (лощеная) - без следов обработки предыдущей операции и с полным вьывлением рисунка камня; шлифованная - равномерно шероховатая со следами обработки, получаемыми только при шлифовании, с высотой неровностей рельефа до 0,5 мм; обработанная ультразвуком - с выявленным цветом и рисунком камня; термообработанная - шероховатая со следами шелушения;), п.Растворы (назначение: кладочные; облицовочные или штукатурные; в качестве вяжущего материала применяется: гипсовые вяжущие, известь строительная, цемент общестроительного назначения на основе портландцементного клинкера, сульфатостойкий цемент, цемент для строительных растворов или глина; в качестве заполнителя можно применять: песок для строительных работ, золы- уноса, золошлаковыи песок, пористый песок, песок из шлаков тепловых электростанций или песок из шлаков черной и цветной металлургии для бетонов), Плиты (материал: должен быть мрамор; гранит; Фактура поверхности плиты: должна соответствовать следующим характеристикам: полированная - с зеркальным блеском, четким отражением предметов, без следов обработки предьщущей операции; гладкая матовая (лощеная) - без следов обработки предьщущей операции и с полным выявлением рисунка камня; обработанная ультразвуком - с выявленным цветом и рисунком камня), Извещатель (назначение: извещатель должен быть предназначен для обнаружения разрушения листовых стекол: - обычного по ГОСТ 111-90 толщиной не менее восьми мм, закаленного по ГОСТ 5227-88 толщиной не менее шести мм, армированного по ГОСТ 7484-78 толщиной не менее шести мм, узорчатого по ГОСТ 5533-86 толщиной не менее семи мм, трехслойного (триплекс) по ГОСТ 5727-88 толщиной не менее семи целых пяти десятых мм, с последующей выдачей тревожного извещения на пульт централизованного наблюдения (ПЦН) или прибор приемно-контрольный (ППК) путем размыкания контактов исполнительного реле), Дроссель-клапан (конструкция: Корпус и регулирующие лопатки должны быть изготовлены из оцинкованной стали. Присоединительные патрубки должны быть выполнены в форме фланцевого или шинореечного соединения. Должно быть предусмотрена ручное или механическое управление, размер дросель-клапана (ШхВ) от 150 до 350 X от 150 до 350), Насос циркуляционный (материал корпуса: должен быть чугун; алюминиевый сплав; вес насоса до 4,2).
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в Технической части аукционной документации установлены аналогичные требования к товарам как "Труба стальная бесшовная горячедеформированная", "Грунт почвенный готовый к применению", "Болты стальные", "Гайки стальные".
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в п."Минеральное удобрение", п. "Комплексное минеральное удобрение" Технической части аукционной документации установлены требования к товару, который не будет использоваться при выполнении работ, так как федеральные единичные расценки 47-01-046-02 МДС35 п.4.7 и 47-01-046-06 МДС35 п.4.7 не содержат требований по применению каких-либо удобрений.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика не представил возражения на жалобу Заявителя, а также затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установление требований к товарам п."Минеральное удобрение", п. "Комплексное минеральное удобрение" является следствием технической ошибки.
Таким образом, требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе составлена, таким образом, что вводит участников закупки в заблуждение.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам жалобы Заявителя установление в инструкции по заполнению заявки таких формулировок, как "и т.д., и т. п.", вводит участников закупки в заблуждение, что не позволяет участникам закупки подготовить заявку на участие в аукционе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя следующее положение инструкции по заполнению заявки, также вводит участников закупки в заблуждение, а именно: "в случае указания Заказчиком характеристик товаров (функциональных, потребительских свойств, их рабочих и эксплуатационных температур, минимальных и (или) максимальных значений и.т.д.) с предлогами "от" и "до", принимать во внимание, что характеристики данных товаров не должны включать указанные крайние значения", при этом в описании товара "Грунт почвенный готовый к применению" значения показателя "цвет" установлены "от буровато-серого до темно-серого цвета"".
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе составлена, таким образом, что вводит в заблуждение участников закупки и препятствуют корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в аукционе, и в нарушение положений п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе можетт повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4) По мнению Заявителя, Заказчиком опубликованы разъяснения положений аукционной документации изменяющие суть аукционной документации.
На основании ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно доводам жалобы Заявителя в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений документации в части п."Частотный звуковой сигнализатор", именно: ""Частотный звукового сигнализатора" "200-5000 Гц". частотный "ЧТО" звукового сигнализатора? Параметр должен звучать "Частотный диапазон звукового сигнализатора", и естественно он и есть 200-5000, при этом указать так диапазон мы не можем, т.к. согласно всё той же инструкции перечисление через "-" не включает крайние значения".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком даны разъяснения положений документации в части п."Частотный звуковой сигнализатор", а именно: "При составлении документации допущена опечатка, следует читать в следующей редакции "ЧАСТОТА звукового сигнализатора". В случае указания Заказчиком характеристик товаров (функциональных, потребительских свойств, их рабочих и эксплуатационных температур, минимальных и (или) максимальных значений и.т.д.) с предлогами "от" и "до", принимать во внимание, что характеристики данных товаров не должны включать указанные крайние значения. В случае, если у производителей или держателей товарного знака, ГОСТа, в характеристике товара присутствуют диапазонные значения (например, от - до; не менее - не более; диапазонное значение с указанием знака "-") участник размещения заказа в первой части заявки должен указать одно (конкретное) значение".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанное разъяснение изменяет документацию об аукционе в электронной форме и нарушают ч.5 ст.65 Закон о конкратной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "ГлавСтройМонтаж 5" на действия ГБОУ ВПО "Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова" Министерства здравоохранения Российской Федерации обоснованной в части установления неправомерных требований в п.5.4.1 проекта контракта; в части установления неправомерных требований к товарам; в части установления требований в инструкции по заполнению заявки, которая вводит участников закупки в заблуждение; в части опубликования разъяснений положений аукционной документации изменяющих суть аукционной документации.
2Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.1, ч.2 ст.33, ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Центр сопровождения контрактов" по делу N 2-57-2245/77-15 от 24.03.2015.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместителя председателя комиссии Т.А. Логинова
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
А.Г. Абегян
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 марта 2015 г. N 2-57-2254/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2015