Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 марта 2015 г. N 2-57-2317/77-15
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Т.А. Логиновой,
членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
при участии представителя ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа": А.В. Нечаева,
ООО "СК Эл-Вент": А.Л. Кондратовой,
рассмотрев жалобу ООО "СК Эл-Вент" (далее-Заявитель) на действия ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по цветочному оформлению города общей площадью 11 544,15 кв.м (Закупка N 0373200006215000003) (далее-Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/10563 от 25.03.2015) документы и сведения.
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства, а именно, в части установления в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя указано следующее:
-"В "Инструкции по заполнению первой части заявки" (Приложение N 2 к Техническому заданию) Заказчиком указано: "В случае отсутствия характеристики (ее значений (например, отсутствия в нормативной документации) для того или иного товара необходимо это отметить, указав знак "-" или "не нормируется". Указание таких характеристик будет расценено как недостоверные сведения". Заказчик подтверждает, что в требованиях возможны такие значения, которые отсутствуют в нормативной документации, в результате чего Участник вводится в заблуждение такими необъективными требованиями. Участники, указавшие значения таких требований, будут лишены доступа к аукциону как указавшие недостоверные сведения. "В товарах "Растворы цементно -известковые, используемые при монтаже и ремонте конструкций" и "Растворы цементные, используемые при монтаже и ремонте конструкций", которые регламентируются ГОСТ 28013-98 (Растворы строительные) Заказчик требует указать значение параметра "Адгезия к основанию", который в ГОСТ 28013-98 отсутствует, а нормируется ГОСТ 31358-2007 (Смеси сухие строительные напольные на цементном вяжущем). Учитывая близость ГОСТов по назначению, Заказчик тем самым вводит в заблуждение участника закупки".
-"п.Камни бетонные бортовые тип 2" Заказчик требует значение параметра "Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине". Согласно ГОСТ 6665-91 такой параметр существует лишь для длин камней 1000, 3000 и 6000 мм. Заказчик же требует к этому же товару параметр "Длина менее 1000 мм". Таким образом Заказчиком намерено требует необъективный параметр "Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине" с заведомо ненормируемым значением с целью иметь возможность отклонить заявку участника в случае указания значения параметра".
-"В товаре "смеси бетонные тяжелого бетона на гранитном щебне, используемые при монтаже и ремонте конструкций" Заказчиком требуется параметр "Марка портландцемента не более 600". Одновременно Заказчиком требуется "Тип цемента ЦЕМ I;II". Данный тип цемента регламентируется ГОСТ 31108-2003, где в введении сказано "Основные отличия настоящего стандарта от действующего ГОСТ 10178 сводятся к следующему: - вместо марок введены классы прочности на сжатие", а в п.4.4 указаны классы "По прочности на сжатие в возрасте 28 сут цементы подразделяют на классы: 22,5; 32,5; 42,5; 52,5". Заказчик намерено ввел требование необъективного параметра с целью ограничения числа участников закупки".
-"В товаре "Краска белая водно-дисперсионная поливинилацетатная, используемая при монтаже и ремонте конструкций" Заказчик требует "Марка ВД-ВА-224 или ВД- КЧ-26А или ВД-КЧ-26" и "Расход краски на один слой более 200". Требуемые Заказчиком краски регламентируются ГОСТ 28196-89, в котором в 6.2 указано "Расход краски на один слой: ВД-ВА-224, ВД-КЧ-26А ... -110-150; ВД-КЧ-26 -150-200". Таким образом Заказчик требует значение вне нормируемых значений, что является необъективным требованием".
-"В товарах "Болт тип 1, 2, 3" "Шаг резьбы крупный". А в товаре "Гайки шестигранные тип 1" Заказчик требует: "Номинальный диаметр резьбы 6-10", "Номинальный диаметр резьбы 8-12", "Шаг резьбы крупный/мелкий 1-1,15 мм". Таким образом требуются одновременно 2 размера диаметра резьбы для гайки типа 1. Диаметр 8 мм сразу довлетворял бы размерам 6-10 и 8-12, но шаг резьбы для М8 может быть только мелким 1 мм. Таким образом указанные Заказчиком требования являются необъективными и вводят в заблуждение участников закупки, чем ограничивает их число".
-"В товаре "Посадочный материал" требуется параметр "Цвет в зависимости от наименования посадочного материала однолетников и двулетников" с нестандартными значениями "ярко-розовым з/л, розовым з/л, розовым т/л, белым з/л, белым т/л, красным кр/л, красным з/л, яблоневым т/л". Таких цветов нет даже при поиске в интернете. Таким образом Заказчик намерено вводит в заблуждение участников закупки с целью ограничения количества участников в аукционе".
-"В товаре "Пигменты сухие, железноокисные, для маркировки ямок" для параметра "Маслоемкость" Заказчик требует значение в процентах ("%"), при этом согласно ГОСТ 8135-74 параметр маслоемкости измеряется в г/100г. Таким образом Заказчиком используется нестандартная единица измерения требуемого параметра. Таким образом Заказчик намерено вводит в заблуждение участников закупки с целью получения возможности отклонения в допуске к аукциону, и ограничения количества участников ,как следствие, конкуренции".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить, а также в представленных возражениях на жалобу отсутствует информация, в соответствии с какими регламентами, стандартами установлены указанные показатели, а также затруднились обосновать необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение и препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеуказанным товарам установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, установлены неправомерные требования, а именно: "В случае отсутствия характеристики (ее значений (например: отсутствия из-за причины не использования товара с такими характеристиками)) для того или иного товара необходимо это отметить, указав знак "-" или "не нормируется". Указание таких характеристик будет расценено как недостоверные сведения".
Согласно ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлены в нарушение ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя следующие требования установлены, таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение:
-п."Болт тип 1, 2, 3" установлено требование "Теоретическая масса 1000 шт. болтов".
-п."Болты, шайбы и гайки, используемые при монтаже и ремонте конструкций", установлены требования "Диаметр отверстия в головке d4 и в стержне d3", "Теоретическая масса 1000 шт. болтов".
-п."Растворы цементные, используемые при монтаже и ремонте конструкций" установлено требование "конец схватывания цемента от начала затворения должен наступать позднее чем через 10 ч".
-п."Смесь бетонная, используемая при монтаже и ремонте конструкций" установлено требование "Класс прочности > В7.5", "Условия эксплуатации по ГОСТ 31384 должны соответствовать ХС4, вид конструкции неармированные", "Марка цемента, применяемого при изготовлении бетонной смеси 300/400", "Минимальный расход цемента <170".
-п."Камни бетонные бортовые тип 1, 2" параметра "Ширина" Заказчик требует указать значения в сантиметрах ("см"), хотя в ГОСТ 6665-91 длина, ширина и высота измеряются в миллиметрах (мм.)".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены в соответствии с действующими ГОСТ, а также все значения требуемых Заказчиком характеристик товаров, в том числе единицы измерения входят в международную систему единиц, что позволяет сформировать предложение участникам закупки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, а также не представил документов, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Наряду с этим, Комиссией Управления в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе указано: "Если требования, указанные в Техническом задании, прописаны перечислением, то есть требования к показателям и/или свойства товара, материала перечислены через "," и/ или через союз "и" (в том числе марки, типы, виды, сорта, размеры, цвета и т.д.), то участник закупки должен представить конкретные сведения по параметрам эквивалентности, установленным Заказчиком, в случае если эти сведения не являются общими для всех перечисленных требований".
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что требования инструкции по заполнению первой части заявки составлена в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, поскольку указаные требования вводят участников закупки в заблуждение и не дают возможность сформировать предложение.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "СК Эл-Вент" на действия ГКУ города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также в части установления в инструкции по заполнению заявки требований, которые вводят участников закупки в заблуждение.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.1, ч.2 ст.64 с Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
М.В. Ермакова
исп.Р.Г. Осипов (495) 784-75-05 доб.166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 марта 2015 г. N 2-57-2317/77-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.04.2015