Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 13 мая 2015 г. N 95
Комиссия Забайкальского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: заместителя председателя комиссии: Терешиной Л.В. главного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского края, Макаровой С.П. ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского края,
рассмотрев поступившую в Забайкальское УФАС России 07.05.2015 жалобу ООО "Техкомплект" на нарушение требований Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком - ГУ "Центр МТО образовательных учреждений", уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении аукциона в электронной форме на поставку комплектов для "кабинета Монтессори" (реестровый N 0191200000615000308),
в присутствии представителей: заказчика Шатиловой О.Н. (доверенности от 12.05.2015 б/н), уполномоченного органа Горбуновой М.А. (доверенность от 12.05.2015 N 7), Иванова Д.С. (доверенность от 14.08.2014 N 23), без представителя заявителя (о времени и месте извещен должным образом)
УСТАНОВИЛА:
07 мая 2015 года в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ООО "Техкомплект" из которой следует, что аукционная документация не соответствует положениям Закона о контрактной системе, а именно в нарушении требований пункта 7 части 1 статьи 33 и статьи 70 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлены требования о годе выпуска товара и о подписании контракта на бумажном носителе.
На основании вышеизложенного ООО "Техкомплект" просит выдать заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию или об аннулировании торгов.
Представители уполномоченного органы с доводами, изложенными в жалобе не согласились и пояснили следующее.
В соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации могут быть возложены на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа определяется решением о наделении уполномоченного органа полномочиями в рамках централизации. При этом к деятельности уполномоченного органа только в пределах полномочий, установленных решением о наделении его полномочиями, применяются нормы Закона о контрактной системе, которые регулируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок (часть 11 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 17 декабря 2013 года N 544 Департамент государственных закупок Забайкальского края был наделен полномочием на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, осуществляющих закупки для обеспечения нужд Забайкальского края, за исключением обоснования закупки, описания объекта закупки, определения условий контракта, определения начальной (максимальной) цены контракта, подписания контракта.
Порядок взаимодействия, утвержденный указанным постановлением, регламентирует действия уполномоченного органа, а также разграничивает ответственность между ним и заказчиком, при их совершении в соответствии и пределах полномочий, отнесенных к его компетенции.
В связи с тем, что жалоба заявителя касается определения условий контракта, дать пояснение по существу указанных в ней фактов, Департамент государственных закупок не может, т.к. данный вопрос не относится к его компетенции.
Представитель заказчика пояснил следующее.
1. С доводом изложенными в жалобе ООО "Техкомплект" о том, что заказчик неправомерно, установил требования, в аукционной документации к году выпуска товара не согласны на основании следующего.
Предметом закупки электронного аукциона N 0191200000615000308 является поставка комплектов для "кабинета Монтессори" оборудование предназначено для использования детьми в образовательных организациях Забайкальского края.
При описании объекта закупки заказчик руководствовался положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. Данная норма не устанавливает прямого запрета на указание срока изготовления товара.
Требование к сроку изготовления заказчиком указано с целью сопоставления срока годности, срока службы товара. Срок службы устанавливается: на товары длительного пользования, в том числе на комплектующие изделия, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Согласно пункту 2 статьи 19 Закона о Защите прав потребителей, срок службы товара исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором, а в случае если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.
Исходя, из указанной нормы представитель заказчика считаем, что дата исчисления срока службы товара, поставляемого, в рамках данной закупки, зависит от даты изготовления товара. Установление заказчиком срока изготовления товара играет важную роль в реализации права не только на безопасность товара, но и на надлежащее качество товара.
2. Доводы заявителя о том, что заказчик установил незаконные требования о подписании контракта на бумажном носителе, в аукционной документации также несостоятельный на основании следующего.
В пункте 10.1 проекта контракта указано, что настоящий Контракт составлен в форме электронного документа, подписанного электронными подписями Сторон, а. также, по соглашению Сторон, в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе, один из которых передается Поставщику, а второй находится у Заказчика.
Соглашение сторон - взаимное согласие, договорённость. Соглашение сторон о подписании контракта на бумажном носителе не предполагает безусловную обязанность победителя аукциона подписывать контракт на бумажном носителе. По результатам электронного аукциона контракт будет заключён в форме электронного документа. На бумажном носителе контракт будет подписываться только при волеизъявлении одной и согласия другой стороны контракта.
На основании вышеизложенного представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Техкомплект" необоснованной.
При рассмотрении жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
23 апреля 2015 года уполномоченным органом для нужд заказчика размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплектов для "кабинетов Монтессори" (реестровый N 0191200000615000308).
Начальная (максимальная) цена контракта 1 600 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 06.05.2015 на участие в аукционе поступило 2 заявки, из которых 1 заявка допущена к участию в аукционе, 1 заявка отклонена.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника на участие в аукционе от 06.05.2015 аукцион признан несостоявшимся. Заказчику рекомендовано заключить контракт с единственным участником аукциона ООО "Профпоставки" заявка которого признана соответствующей требованием Закона о контрактной системе и документации.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которое должно носить объективный характер.
Одним из правил описание объекта закупки является то, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
При установлении качественных характеристик заказчик установил, что товар должен быть изготовлен не ранее 2014 года, мотивируя тем, что данная характеристика влияет на срок службы товара.
Комиссия находит установленные требования необъективными и не отвечающими требованиям заказчика, поскольку срок службы товара устанавливается каждым изготовителем в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и при одном и том же годе изготовления может быть различным, и является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В силу требований пункта 1 части 1статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе устанавливает, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту б пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
В соответствии с техническим заданием, по позиции 51 требуется поставка глобуса. При указании технических характеристик заказчик устанавливает, что глобус "Вода - суша". Глобус, выполнен из пластика и установлен на подставке. На поверхность глобуса нанесены выступающие континенты, которые окрашены в различные цвета. Диаметр глобуса не менее 16 см. и не более 30 см.
Исходя из изложенного, Комиссия считает, что заявленная характеристика в части "на уровне сенсорных ощущений ребенок познает различия между водой и землей", не относится к конкретным показателям позволяющим определить соответствие закупаемого товара требованиям заказчика, что является нарушением части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Довод заявителя о том, что аукционная документация содержит незаконное требование, о подписании контракта на бумажном носителе Комиссия считает необоснованным.
Поскольку аукционной документацией предусмотрено подписание контракта на бумажном носителе по соглашению сторон и является обязательным для победителя аукциона.
4. Аукционной документацией установлено, что оплата товара по контракту производится заказчиком по безналичному расчету, путем перечисления денежных средств на счет поставщика в течение 30 дней со дня полной поставки товара и подписания сторонами акта сдачи-приемки товара по количеству и качеству, но не позднее 31.12.2015.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Извещением о проведении электронного аукциона установлено преимущество о заключении контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
Таким образом, заказчик, установив ограничение по заключению контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией и включив в аукционную документацию условие оплаты в течение 30 дней, но не позднее 31.12.2015, нарушил требование части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Техкомплект" частично обоснованной.
2. Признать заказчика - ГУ " Центр МТО образовательных учреждений" нарушившим пункт 1 части 1 и часть 2статьи 33, часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об аннулировании аукциона N0191200000615000308 путем отмены протоколов составленных в ходе осуществления закупки в срок до 21 мая 2015 года.
4. Об исполнении предписания сообщить в Забайкальское УФАС России в срок до 25 мая 2015 года.
5. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председатель комиссии: Л.В. Терешина
Члены Комиссии: А.О. Осипова
С.П. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 13 мая 2015 г. N 95
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2015