Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 21 апреля 2015 г. N 76
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Осиповой главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Корчагиной Н.С. специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Дорстрой" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами аукционной комиссии - ФКУ Упрдор "Забайкалье" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Улунту на км 755+190 автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита" в Забайкальском крае (реестровый N 0391100002015000031),
в присутствии представителей заказчика: Газизовой Е.В. (доверенность от 17.03.2015 N11), Казанцевой М.В. (доверенность от 15.05.2014 N14); представителей заявителя: директора общества Бредихина Н.И., представителя ООО "Дорстрой" (доверенность от 16.03.2015 б/н),
УСТАНОВИЛА:
14.04.2015 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба ООО "Дорстрой" на действия членов аукционной комиссии заказчика - ФКУ Упрдор "Забайкалье" при проведении аукциона (реестровый N 0391100002015000031).
Из существа жалобы ООО "Дорстрой" следует, что первая часть заявки общества неправомерно отклонена аукционной комиссией заказчика. В протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.04.2015 указана причина отклонения, что в пункте 2.1 пункта 42 водоцементное отношение по массе в бетонах для бетонирования монолитных ригелей, омоноличивания балок, бетонирования монолитных цоколей, устройства цементобетонного покрытия не соответствует исходным данным, установленным участником. Обществом указано, что по пункту 2.1 характеристика бетонных смесей и ее компонентов указана в соответствии с ГОСТ 26633-2012, СНиП 82-02-95, СНиП 3.06.04-91, у комиссии отсутствовали основания отклонения заявки как несоответствующей документации или содержащей недостоверные сведения.
Представителями заявителя в ходе рассмотрения жалобы указано, что по позиции 42 заказчику требовалось "водоцементное отношение, вес ч. по массе, в бетонах - не более 0,65". В заявке общества (заявка N4) данный показатель для бетона класса прочности В25 равен 0,41; для В27,5 равен 0,41; для В30 равен 0,40; для В40 равен 0,36. Указанные показатели рассчитаны исходя из соотношения количества воды к цементу и соответствуют установленному заказчиком требованию в аукционной документации.
Заявитель считает отказ в допуске к участию в электронном аукционе необоснованным, поскольку заявка полностью соответствовала требованиям аукционной документации.
Представители государственного заказчика с доводами заявителя не согласились, пояснив следующее.
В таблице 1.1 "Характеристики бетонных смесей и их компонентов" подпункт 42 "Водоцементное отношение, вес. ч. по массе, в бетонах" заявки N4 указаны следующие показатели:
для бетона класса прочности В25 - 0,41;
для бетона класса прочности В27,5 - 0,41;
для бетона класса прочности В30 - 0,40;
для бетона класса прочности В40 - 0,36.
В соответствии с пунктом 1 Приложения 4 СНиП 3.06.04-91 "Мосты и трубы" (Актуализированная редакция - Свод правил СП 46.13330.2012 Приложение Г) ориентировочную величину требуемого водоцементного отношения В/Ц определяют по формуле:
,
где - средний уровень прочности бетона, соответствующий проектному классу бетона, или расчетная прочность бетона, ;
- активность или гарантированная марка цемента, ;
В - содержание воды в 1 бетона, л;
Ц - расход цемента на 1 бетона, кг.
В заявке N4 Таблица 1.1. "Характеристики бетонных смесей и их компонентов" подпункт 31 участником самостоятельно выбран цемент класса прочности 42,5Н, что соответствует марке цемента М500; требуемая прочность бетона (подпункт 10 Таблицы 2.1) указана участником по классам прочности бетона: В25 - 32 МПа (320 кгс/кв.см); В27,5 - 35,2 МПа (352 кгс/кв.см); В30 - 38,4 МПа (384 кгс/кв.см); В40 - 51,2 МПа (512 кгс/кв.см).
Путем применения указанной в СНиП 3.06.04-91 формулы путем расчетов значения водоцементного отношения бетонов следующие:
1. Для бетона класса В25 - 0,55;
В/Ц=0,45 х 500 / 320 + 0,18 х 500 = 225 / 410 = 0,55
2. Для бетона класса В27,5 - 0,51
В/Ц=0,45 х 500 / 352 + 0,18 х 500 = 225 / 442 = 0,51
3. Для бетона класса В30 - 0,47
В/Ц=0,45 х 500 / 384 + 0,18 х 500 = 225 / 474 = 0,47
4. Для бетона класса В40 - 0,37
В/Ц=0,45 х 500 / 512 + 0,18 х 500 = 225 / 602 = 0,37
Заявка N4 была отклонена в связи с несоответствием водоцементного отношения бетонов класса В25 - 0,41; В27,5 - 0,41; В30-0,40; В40-0,36 исходным данным, установленным самим участником в заявке, в частности, требуемой прочности бетона 32,0 МПа, 35,2 МПа, 38,4 МПа и 51,2 МПа соответственно (п.п. 10 Таблицы 2.1) и классу прочности цемента 42,5Н (п.п. 31 Таблицы 2.1).
На основании вышеизложенного представители заказчика просят признать жалобу заявителя необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
13 марта 2015 заказчиком размещено извещение и аукционная документация на выполнение работ по капитальному ремонту моста через реку Улунту на км 755+190 автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск - Улан-Удэ - Чита в Забайкальском крае (реестровый N 0391100002015000031). Начальная (максимальная) цена контракта 28 662 010,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 03.04.2015 на участие в закупке поступило 4 заявки, из которых 3 не допущены к участию в аукционе.
Заявка N4 (ООО "Дорстрой") отклонена с указанием причины: "Согласно п.1 ч.4 ст.67 федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 федерального закона N44-ФЗ или предоставление недостоверной информации (в п. 2.1 п.п. 42 водоцементное отношение по массе в бетонах для бетонирования монолитных ригелей, омоноличивания балок, бетонирования монолитных цоколей, устройства цементобетонного покрытия не соответствует исходным данным, установленным участником).
Аукцион признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 закона, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В соответствии с названными нормами аукционная комиссия проверяет показатели в первых частях заявок участников закупки на их соответствие установленным в аукционной документации требованиями - максимальным, минимальным и неизменным.
Таким образом, Закон о контрактной системе не предусматривает проведение членами аукционной комиссии каких-либо расчетов путем применения формул.
Документация о закупке не содержит (в том числе в инструкции по заполнению заявки и в техническом задании - разделе 42 приложения 4 к документации) указания на проверку членами комиссии значения водоцементного отношения в заявках участников по указанной в приложении Г Свода правил СП 46.13330.2012 "СНиП 3.06.04-91. Мосты и трубы" формуле
Как указано заявителем и подтверждено заказчиком исходные данные (класс прочности цемента, прочность бетона), представленные участником закупки, соответствуют требованиям аукционной документации.
Заявка участника закупки содержит значение водоцементного отношения, отличное от представленного в пояснении заказчика, ввиду применения иного расчета. При этом и значение, указанное участником закупки в заявке, и значение, полученное в результате расчета заказчика, соответствуют требованиям аукционной документации - не превышают установленное в пункте 42 Приложения 4 документации максимальное значение показателя "Водоцементное отношение, вес.ч. по массе, в бетонах - не более 0,65".
Комиссией установлено, что, фактически, членами аукционной комиссии проведена оценка заявки ООО "Дорстрой" не на соответствие требованиям аукционной документации, а на соответствие одних показателей заявки иным показателям самой заявки. Закон о контрактной системе не содержит требований к проведению членами аукционной комиссии расчетов путем применения формул, а обязывает провести оценку заявки на соответствие установленным в документации значениям. Поскольку документация требования к применению аукционной комиссией расчетов и указание на используемые формулы не содержит, проанализировав заявку ООО "Дорстрой", Комиссия считает её соответствующей требованиям аукционной документации.
При этом Комиссия отмечает, что действия участников закупки и членов аукционной комиссии обусловлены отсутствием (в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе) в техническом задании формул, применяемых при заполнении заявки и её оценке, а также отсутствием (в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе) таких сведений в инструкции по заполнению заявки.
Таким образом, Комиссия считает, что аукционная комиссия заказчика приняла неправомерное решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе заявки ООО "Дорстрой", поскольку показатель водоцементного отношения по исходным данным участника закупки (признанным членами комиссии соответствующими) соответствует требованиям аукционной документации.
Поскольку установленные нарушения влияют на определение поставщика (ввиду отсутствия иных оснований для отклонения заявки ООО "Дорстрой"), в соответствии с частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выдается предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Дорстрой" обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - ФКУ Упрдор "Забайкалье" нарушившим пункты 1,2 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, членам аукционной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в срок до 27.04.2015.
4. Об исполнении предписания сообщить в Забайкальское УФАС России в срок до 29.04.2015.
5. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии: Л.В. Терешина
Члены Комиссии: О.А. Осипова
Н.С. Корчагина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 21 апреля 2015 г. N 76
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2015