Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 25 марта 2015 г. N 51
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России, Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "Крол" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами единой комиссии муниципального заказчика - Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по реконструкции Парка боевой и трудовой славы Забайкальцев в г. Чите (реестровый N 0191300011315000007),
в присутствии представителя заявителя Топорковой Т.А. (доверенность от 12.01.2015 б/н), представителя Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" Кореньковой С.А. (доверенность от 12.01.2015 N2)
УСТАНОВИЛА:
18 марта 2015 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Крол" на действия членов конкурсной комиссии муниципального заказчика - Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по реконструкции Парка боевой и трудовой славы Забайкальцев в г. Чите (реестровый N 0191300011315000007).
Заявитель не согласен с отклонением заявки (заявка N2) от участия в конкурсе. В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13.03.2015 NПРО1 заявка ООО "Крол" отклонена в связи с тем, что опись документов, входящих в состав заявки, содержит реестровый номер и предмет контракта не соответствующий реестровому номеру закупки и предмету контракта, указанному в документации (в заявке в описи форма N1 указано: "Реестровый номер закупки и дата публикации в единой информационной системе: N 1-ОК/2015. Предмет контракта: на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции площади имени В.И. Ленина в г. Чите").
Представителем заявителя указано, что при заполнении описи участником была допущена техническая ошибка при написании реестрового номера и предмета контракта. Указанная ошибка в описи документов не влияет на полноту и достоверность сведений, представленных в заявке. Заявка ООО "Крол" заполнена в соответствии с требованиями конкурсной документации и нормами Закона о контрактной системе. Во всех документах заявки кроме описи реестровый номера закупки и предмет контракта указаны верно. Поскольку члены комиссии оценивают заявку на соответствие конкурсной документации, отклонение заявки по указанному комиссией основанию не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель просит провести внеплановую проверку и выдать предписание об устранении нарушений законодательства в сфере закупок.
Представитель муниципального заказчика не согласилась с доводами заявителя, пояснив следующее.
Заявка заявителя была отклонена в связи с несоответствием требованиям, указанным в конкурсной документации. Заявитель считает что ошибка, допущенная им при составлении заявки, не влияет на полноту и достоверность сведений, представленных в заявке.
С доводами, изложенными в жалобе, Комитет по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" не согласен, считает их необоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Пунктом 17 части II "Информационная карта конкурса" установлены сведения и документы, входящие в состав заявки участника. Среди документов участнику необходимо было представить Опись документов (форма 1).
В конкурсной документации содержатся формы документов, входящих в состав заявки, в том числе форма 1 (Опись документов, входящих в состав заявки), в которой необходимо было указать реестровый номер закупки и дату публикации в единой информационной системе, предмет контракта, а также указать наименование документов, входящих в состав заявки.
В заявке Заявителя в форме 1 указано: "ОПИСЬ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
Реестровый номер закупки и дата публикации в единой информационной системе: N 1-ОК/2015.
Предмет контракта: на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции площади имени В.И. Ленина в г. Чите.
Настоящим Обществом с ограниченной ответственностью "Крол" подтверждает, что для участия в конкурсе нами направляются нижеперечисленные документы: ". После чего идет перечень документов.
Между тем, открытый конкурс, на который была подана заявка участником, имеет реестровую запись 0191300011315000007, предметом данного открытого конкурса является выполнение работ по реконструкции Парка боевой и трудовой славы Забайкальцев.
Перечень документов, указанный ООО "Крол" в описи, не имеет ссылок на предмет или реестровую запись закупки. Кроме того, на последней странице заявки участником закупки указано, что в заявке прошито, пронумеровано и скреплено печатью 212 листов. При подсчете листов выявлено, что в заявке 213 листов. Среди документов, входящих в состав заявки, представлена карточка с реквизитами организации, сметный расчет, однако в описи данные документы отсутствуют. При таких обстоятельствах невозможно считать, что данная опись относится к заявке, поданной заявителем.
Следовательно, заявитель не представил опись документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе. Кроме того, в заявке заявителя, подготовленной по форме 2, также не указан реестровый номер закупки 0191300011315000007, в ней указан номер N 3-ОК/2015, что не является реестровым номером закупки, также не проставлена дата публикации в единой информационной системе.
Согласно пункту 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации.
Согласно пункту 3.4.6. конкурсной документации все документы, представляемые участниками закупки в составе заявки на участие в конкурсе, должны быть заполнены по всем пунктам.
Согласно пункту 3.4.8. конкурсной документации в случае неполного представления документов и(или) сведений, перечисленных в "Информационной карте конкурса", участник конкурса не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе.
Согласно пункту 3.4.9. конкурсной документации представление заявки на участие в конкурсе с отклонением по форме, установленной конкурсной документацией, расценивается конкурсной комиссией как несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией.
Согласно пункту 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплена печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса, и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. В данном случае такие гарантии отсутствуют.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ. Исхода из указанной нормы, участники закупки, подавшие заявки по данному открытому конкурсу, должны были и могли предвидеть свои риски, в том числе и по составлению и оформлению описи документов, входящих в состав заявки.
Требование по оформлению формы 1 не является нарушением прав и законных интересов участников закупки, поскольку оно не может являться препятствием для подачи заявки, а также не требует больших временных и материальных затрат, напротив, направлено на устранение нарушения прав участников - устранение сомнений в относимости описи к представленной участником заявке, и соблюдение публичных интересов - выполнение участниками закупки требований действующего законодательства относительно подачи заявок. Указанное требование не возлагает на участников размещения какое-либо дополнительное, самостоятельное, не предусмотренное законом бремя.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
В данном случае на участие в открытом конкурсе было подано две заявки. Допустив заявку заявителя, комиссия нарушила бы права и интересы второго участника закупки.
Заявитель не отрицает факта представления заявки на участие в конкурсе с отклонением по форме, установленной конкурсной документацией.
Позиция заказчика подтверждается практикой УФАС Ярославской области.
Кроме того, в заявке отсутствует доверенность на лицо, указанное в заявке представителем интересов ООО "Крол" в отношениях с заказчиком.
Помимо вышеуказанного, предложения по предмету открытого конкурса, сделанные заявителем, по общему рейтингу проигрывают предложения второго участника.
Принимая во внимание изложенные факты, комиссия сделала вывод о том, что заявка Заявителя не соответствует требованиям конкурсной документации, после чего отклонила заявку на участие в конкурсе.
Участник закупки - ООО "Крол", подав заявку на участие в открытом конкурсе, согласился с требованиями конкурсной документации, следовательно, приняло на себя риски, связанные с соответствием заявки требованиям, предъявляемым Заказчиком.
Запросов на разъяснение положений конкурсной документации не поступало, конкурсная документация не обжаловалась.
Представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
17 февраля 2015 года муниципальным заказчиком - Комитетом по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" размещено извещение и документация о проведении открытого конкурса на право заключения контракта по выполнению работ по реконструкции Парка боевой и трудовой славы Забайкальцев в г Чите (N 0191300011315000007). Начальная (максимальная) цена контракта 106 166 250,00 рублей.
18 и 24 февраля заказчиком внесены изменения в извещение о проведении закупки (в части обеспечения исполнения контракта и начисления штрафных санкций).
По окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подано две заявки - ООО Строительная компания "Конкурент" и ООО "Крол" (Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 12.03.2015 NПВК1). В названном протоколе членами единой комиссии объявлено о наличии информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, в том числе описей документов по форме N1, в обеих заявках.
При рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе членами единой комиссии заявка ООО Строительная компания "Конкурент" признана соответствующей требованиям документации; заявка ООО "Крол" отклонена (протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13.03.2015 NПРО1 для закупки N0191300011315000007). В соответствии с протоколом причина отклонения заявки: "Заявка не соответствует требованиям извещения\документации.
Опись документов, входящих в состав заявки содержит реестровый номер и предмет контракта не соответствующий реестровому номеру закупки и предмету контракта, указанному в документации (в заявке в описи форма N 1 указано: "Реестровый номер закупки и дата публикации в единой информационной системе: N 1-ОК/2015. Предмет контракта: на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по реконструкции площади имени В.И. Ленина в г. Чите")".
Конкурс признан несостоявшимся, поскольку только одна заявка признана соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. По результатам конкурса должен быть заключен контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На момент рассмотрения жалобы муниципальный контракт не заключен (документы направлены на согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком).
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Довод заявителя о неправомерном отклонении заявки признан Комиссией обоснованным по следующим основаниям.
Порядок подачи заявок установлен в статье 51 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 1 названной статьи заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса. Форма заявки установлена заказчиком (форма 2).
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия.
Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, перечень которой закреплен в части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Установленные названным перечнем документы и информация представлены ООО "Крол" в составе заявки.
Предоставление участником закупки сведений о реестровом номере закупки, дате публикации в единой информационной системе, предмете контракта не относится к сведениям, предоставляемым участником закупки в составе заявки в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 документов и информации, не допускается (часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы такой заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Таким образом, опись должна содержать перечень входящих в состав заявки документов.
Опись заявки ООО "Крол" содержит перечень входящих в состав заявки документов.
Закон о контрактной системе не предусматривает дополнительных требований к оформлению заявки в части обязательного указания участником закупки в описи сведений о реестровом номере закупки, дате публикации в единой информационной системе, предмете контракта.
Довод представителя заказчика что данная опись не относится к заявке, поданной заявителем, признан Комиссией необоснованным, поскольку опись прошита вместе с документами, входящими в состав заявки ООО "Крол" и скреплена печатью. Содержание заявки и конверт с заявкой содержат верные сведения об объекте закупки и реестровом номере закупки, в связи с чем указание в заголовке описи иных сведений можно расценивать как техническую ошибку (опечатку), не влияющую на состав заявки и её рассмотрение.
Довод заявителя о непредставлении описи документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе, признан Комиссией необоснованным, поскольку обратное указано в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 12.03.2015 NПВК1. Так, в названном протоколе напротив сведений о наличии в составе заявки ООО "Крол" описи документов по форме N1 значится "присутствует".
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного закона, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).
Поскольку часть 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не содержит требования о предоставлении участником закупки в составе заявки сведений о реестровом номере закупки, дате публикации в единой информационной системе, предмете контракта, а конкурсная документация не содержит реестрового номера закупки, даты публикации в ЕИС, на соответствие которым оценивается заявка участника, члены комиссии неправомерно, в нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, отклонили заявку ООО "Крол".
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации.
В нарушение названной нормы членами единой комиссии Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 13.03.2015 NПРО1 не указаны положения Закона о контрактной системе и положения конкурсной документации, которым не соответствует заявка ООО "Крол".
Иные доводы заказчика о правомерности отклонения заявки ООО "Крол" (о количестве листов в заявке, наличии излишних документов в составе заявки) Комиссией не оцениваются, поскольку протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе не содержит названных оснований для отклонения заявки.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Крол" обоснованной.
2. Признать членов единой комиссии Комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа "Город Чита" нарушившими часть 3 статьи 53, пункт 3 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать членам единой комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в срок до 06 апреля 2015 года.
4. Об исполнении предписания сообщить в Забайкальское УФАС России в срок до 10.04.2015.
5. Передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии:
Л.В. Терешина
А.О. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 25 марта 2015 г. N 51
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2015