Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 мая 2015 г. N 268-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Инженерно-Строительная Компания", в присутствии:
- представителя Администрации Локомотивного городского округа Челябинской области, действующего на основании доверенности от 15.05.2015N 16;
- представителя Администрации Локомотивного городского округа Челябинской области, действующего на основании доверенности от 15.05.2014;
- представителя Администрации Локомотивного городского округа Челябинской области, действующего на основании Распоряжения N 216-рк от 17.05.2010;
- представителя ООО "Инженерно-Строительная Компания", действующего на основании доверенности от 27.04.2015 N 25/2;
- представителя ООО "Инженерно-Строительная Компания", действующего на основании доверенности от 28.05.2015;
-представителя ООО "Инженерно-Строительная Компания", действующего на основании доверенности от 27.04.2015 N 25/1;
- представителя ООО "Инженерно-Строительная Компания", действующего на основании Протокола N 01 от 18.06.2012;
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Инженерно-Строительная Компания" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания спортивного комплекса в ЗАТО пос. Локомотивный Челябинской области (извещение N 0169300012215000071) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 14.04.2015 Администрация Локомотивного городского округа Челябинской области объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 660 552, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 30.04.2015 06:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Инженерно-Строительная Компания" контракт не заключен.
Представители заявителя на заседании комиссии поддержали доводы жалобы и указали следующее.
В жалобе заявителя указано, что заявка общества соответствует требованиям документации об аукционе, так как заявителями указаны конкретные показатели товара, в том числе в виде диапазона значений, соответствующих ГОСТам, а также требованиям документации.
С учетом изложенного, аукционная комиссия необоснованно отказала заявителю в допуске к участию в аукционе.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в заявке общества отсутствуют конкретные показатели товара по позициям N 2,5,11,15-17 Приложения N 1 к техническому заданию, соответствующие инструкции по заполнению заявки, что послужило основанием для отказа в допуске к участию в аукционе данному участнику закупки по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 13 статьи 66 Закона о контрактной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику предусмотренную частью 3 настоящей статьи первую часть заявки на участие в таком аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 05.05.2015 аукционная комиссия отказала в допуске к участию в аукционе участнику закупки с порядковым номером 5 по причине несоответствия заявки требованиям к материалам, применяемым при выполнении работ" раздела 7 технического задания и п. 3.2.2.1 раздела 3 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе.
В пункте 3.2.2.1 раздела 3 документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки, а также инструкции по ее заполнению указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в Приложения 1 к техническому заданию документации об электронном аукционе " Сведения о качестве, технических характеристиках товаров (материалов), их безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товаров (материалов), размере, упаковке и иных сведениях о товарах (материалах), представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе",
В Приложении 1 к техническому заданию документации об электронном аукционе указаны сведения о качестве, технических характеристиках товара, используемого при выполнении работ, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) иные сведения о товаре (далее - таблица материалов).
При этом, в инструкции по заполнению заявки установлен ряд требований, соблюдение которых обязательно при указании участником закупки характеристик используемых материалов:
- "знак "" означает, что участник закупки должен в своем предложении указать данное значение в виде диапазона (Пример:
2 в предложении -2...+2)";
- "не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей, значений) предлагаемого для использования товара (материала) указывать: "не более", "более", "не менее", "менее", "или", "не хуже", "лучше", "должно соответствовать", "в полном соответствии", "или эквивалент", "от", "до", "свыше" и т.п.".
В соответствии с таблицей материалов указаны следующие характеристики материалов:
- "Кирпич керамический" требуемый параметр - предельные отклонения по длине, мм - не более 4 (поз. 5);
- "Плитки керамические" требуемый параметр - отклонения от номинальных размеров по длине и ширине, % - не более 0,8 (поз. 11);
- "Кабель силовой с медными жилами" требуемый параметр - стойкость к растрескиванию изоляции и оболочки - должны быть стойкими к растрескиванию после выдерживания при температуре плюс (1503) °С в течение 1 ч; требуемый параметр - стойкость к деформации изоляции и оболочки, °С - при температуре плюс (80
2), (поз. 2);
- "Трубы гофрированные" требуемый параметр - температура монтажа - от 5°С до +60°С (поз. 1);
- "Кабель силовой с медными жилами" требуемый параметр требуемый параметр - температура эксплуатации кабеля - должна быть от -50°С до +50°С (поз. 2);
- "Трубы стальные водогазопроводные" требуемый параметр - предельные отклонения условному проходу и по наружному диаметру труб, % - от -1,0 мм до +0,8 или +0,8 ( поз. 15);
- "Трубы стальные водогазопроводные" требуемый параметр - предельные отклонения условному проходу и по наружному диаметру труб, % - от -0,5 мм до +0,4 или +0,4 (поз. 16, п.17).
Вместе с тем, в составе заявки N 5 при указании данных показателей использованы обозначения и формулировки, а именно: "", "от", "до", что не соответствует буквальным требованиям инструкции по заполнению заявки документации об аукционе (пункт 3.2.2.1 раздела 3 документации об аукционе).
Так, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки знак "" необходимо указывать диапазоном значений (-2_+2), а "от", "до" запрещается использовать независимо от того, является ли показатель диапазонным или конкретным цифровым значением.
Кроме того, по поз. 16 таблицы материалов заказчиком требовалось указать два размера плиток - 300х600 и 600х600, тогда как участником закупки с порядковым номером 5 указан один размер - 600х600, что свидетельствует о непредставлении участником конкретных показателей, требуемых заказчику.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе участника закупки с порядковым номером 5 является правомерным, ввиду несоответствия формулировок, используемых в заявке, инструкции по заполнению заявки, а также в связи с непредставлением конкретного показателя материала, установленного в таблице материалов, в нарушение пунктов 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе
В ходе проведения внеплановой проверки антимонопольным органом установлено следующее.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Таким образом, правовая цель в части наличия в документации о закупке инструкции по заполнению заявки заключается в разъяснении и уточнении требований к содержанию заявки, а не в установлении требований к способу и порядку оформления содержательной части заявки, что позволит участнику закупки сформировать свое предложение на участие в аукционе с учетом самостоятельного выбора той терминологии и обозначений в отношении товаров (работ, услуг), которые будут подтверждены подрядчиком (исполнителем, поставщиком) в ходе исполнения контракта.
Так, из инструкции следует, что в случае использования знака "", участник закупки должен в своем предложении указать данное значение в виде диапазона, а именно:
2 в предложении должно указываться как -2...+2.
"Знак "+" означает, что участник в своем предложении должен указать значение со знаком "+".
"В случае не использования показателя при описании материала прописать - "не применяется".
С учетом изложенного, инструкция по заполнению первой части заявки фактически содержит требования к форме изложения показателей материалов, используемых в ходе выполнения работ, не влияющей на смысловое содержание данных показателей.
При этом, из инструкции по заполнению заявки в отношении использования знака "" содержится неоднозначное требование о том, является ли оформление показателя с указанным знаком (-2...+2) рекомендательной формой написания показателя либо единственно допустимым вариантом, так как в инструкции указано, что форма "-2...+2" является "примером".
Таким образом, указанные условия заполнения заявки фактически устанавливают требования к оформлению заявки, что запрещено при проведении электронных аукционов в силу части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В инструкции по заполнению заявки указано, что запрещается использование предлогов "от", "до" независимо от того является ли предлагаемая характеристика товара конкретным цифровым показателем или диапазонным интервалом, тогда как в таблице материалов по ряду позиций (1,2,15,16,17) указаны параметры, которые необходимо указать только диапазоном значений в силу специфики применяемых материалов (например: кабель силовой с медными жилами" требуемый параметр требуемый параметр - температура эксплуатации кабеля - должна быть от -50°С до +50°С), что делает необходимым указание в заявке соответствующих параметров, сопровождающихся данными предлогами.
При этом, заказчик не представил на заседании Комиссии доказательств того, что использование указанных предлогов в отношении всех характеристик материалов, указанных в документации, является двойным и неоднозначным предложением.
С учетом изложенного, инструкция по заполнению заявки затрудняет восприятие требований, установленных заказчиком к товару и содержанию заявки, поскольку содержит необходимость их толкования не только с учетом правил русского языка, но и с учетом принятых в документации об аукционе условных обозначений, знаков и частей речи.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки не соответствует и не отражает специфику описания объекта закупки, что делает невозможным указание в заявке конкретных показателей, соответствующих потребности заказчика в применяемых материалах, что может привести к необоснованному ограничению количества участников такого аукциона в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что инструкция по заполнению заявки устанавливает унифицированные требования к синтаксической терминологии, которая должна применяться при формировании заявки по данному аукциону, а также дает толкование тех или иных символов, употребляемых в документации о закупке.
Вместе с тем, в инструкции указано, что все предлагаемые материалы, должны строго соответствовать нормативным правовым документам Российской Федерации и иностранным техническим и нормативным стандартам в случае признания их на территории РФ. В качестве редакции нормативных правовых документов следует использовать их последние редакции. Если в требованиях на соответствие нормативным документам, ГОСТы указаны без указания года издания, то участнику следует руководствоваться действующей на момент подготовки заявки редакцией документа.
Таким образом, заказчик представляет возможность участнику закупки указывать характеристики товара, не соответствующие документации об аукционе в случае, если изменится редакция ГОСТа, что противоречит части 2 статьи 33, подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, которые предполагают наличие в документации о закупке четких требований заказчика к характеристикам применяемых материалов и соответствующим этим требованиям характеристики, представленные в составе первой части заявки участника закупки.
При этом, в инструкции по заполнению первой части заявки должна содержаться терминология, соответствующая той, которая используемся в нормативно технической документации.
Так, в ГОСТе 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия, ГОСТе 6141-91. Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия, ГОСТе 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия, указанных в пункте 8 Технического задания, при указании диапазонных характеристик материалов используется стандартное обозначение "", тогда как в инструкции по заполнению заявки указано, что участник закупки должен использовать обозначение "-_+".
Кроме того, по позиции 15 раздела "Вентиляция и внутренние сантехнические работы" указана характеристика "предельные отклонения по условному проходу и по наружному диаметру труб" с указанием двух единиц измерения "%" и "мм", тогда как по ГОСТу 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия указанная характеристика измеряется в "%", что не позволяет сделать вывод о единице измерения, которая должна находить отражение в составе первой части заявки.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в инструкции по заполнению заявки содержатся противоречивые требования по заполнению первой части заявки, так как в нормативной документации и инструкции заказчика содержится разнородная терминология, применение которой обязательно в ходе заполнения заявки, что может привести к невозможности надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе, а также к применению в ходе исполнения контракта материалов с характеристиками, несоответствующими тем, которые указаны в сопроводительной документации на товары, но соответствующими формальным требованиям инструкции по заполнению заявки.
2. Как следует из совокупного толкования части 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1,4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации, должна содержаться информация о наименовании и описании объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, как следует из части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
С учетом изложенного, в силу императивного характера положений Закона о контрактной системе сроки выполнения работ, в том числе промежуточные сроки, если это сроки предусмотрены проектом контракта, должны быть установлены заказчиком на стадии формирования документации об аукционе.
Вместе с тем, в Приложении N 3 к проекту контракта предусмотрен график производства подрядных работ без указания объема и видов работ, а также этапов выполнения таких работ, что фактически свидетельствует о том, что заказчик выразил намерение предусмотреть отдельные этапы выполнения работ, но не определил конкретные сроки их выполнения, а также о неопределенности существенного условиях договора подряда, тем самым нарушив часть 2 статьи 42, часть 5 статьи 63, части 1,4 статьи 64 Закона о контрактной системе
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Инженерно-Строительная Компания" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 2 статьи 64, части 2 статьи 42, части 5 статьи 63, частей 1,4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 мая 2015 г. N 268-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2015