Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 апреля 2015 г. N 188-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Ленпромстрой" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 0369100004815000016 на капитальный ремонт (замена) сегментных затворов Магнитогорского гидроузла, Челябинская область, в присутствии:
- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения по эксплуатации водохранилищ Челябинской области действующего на основании доверенности N 22 от 14.04.2015;
- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения по эксплуатации водохранилищ Челябинской области действующего на основании доверенности N 23 от 14.04.2015;
- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения по эксплуатации водохранилищ Челябинской области действующего на основании доверенности N 21 от 14.04.2015;
- представителя ООО "Ленпромстрой", действующего на основании доверенности от N 113 от 07.04.2015;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Ленпромстрой" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса N 0369100004815000016 на капитальный ремонт (замена) сегментных затворов Магнитогорского гидроузла, Челябинская область (далее - Конкурс).
Согласно представленным документам Федеральное государственное бюджетное учреждение по эксплуатации водохранилищ Челябинской области объявило о проведении конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 16.03.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 85 352 710 рублей 00 копеек.
Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе - 31.03.2015 11:00.
На день рассмотрения жалобы государственный контракт по объекту рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы ООО "Ленпромстрой" конкурсная комиссия неправомерно отклонила заявку общества ввиду отсутствия в составе заявки документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также документа, подтверждающего полномочия представителя участника закупки, подавшего заявку.
Так, обществом предоставлено платежное поручение, которое подтверждало списание денежных средств в электронном виде, что также подтверждает перечисление денежных средств на счет заказчику.
Заявка подписана лицом, действующим по доверенности, 30.03.2015, что является последним днем, по истечении которого, прекращает действие доверенность. Представители заказчика, члены конкурсной комиссии с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения по доводам жалобы, а также пояснили, что действия конкурсной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Заявка ООО "Ленпромстрой" подлежала отклонению ввиду отсутствия документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, так как обществом не представлен оригинал платежного поручения с отметкой банка о списании денежных средств либо копия такого платежного поручения, заверенная банком.
Срок действия доверенности, представленной в составе заявки общества, на момент подписания заявки истек, так как 30.03.2015, выходит за срок, в рамках которого лицо вправе осуществлять полномочия в рамках доверенности.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N11/2 от 03.04.2015 заявка ООО "Ленпромстрой" решением конкурсной комиссии подлежала отклонению, как несоответствующая требованиям конкурсной документации.
Комиссия Челябинского УФАС России, изучив протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N11/2 от 03.04.2015, конкурсную документацию, заявки участников закупки приходит к следующим выводам.
Пунктом 2.6.3.1 инструкции по подготовке документов, содержанию и порядка подачи заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной документации установлено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Указанное заказчиком требование к содержанию заявки на участие в конкурсе соответствует пункту 4 части 1 статьи 50, пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Порядок проведения банковских операций по осуществлению безналичных расчетов, в том числе в форме расчетов платежными поручениями регламентируется Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденных Банком России 19.06.2012 N 383-П (далее - Положение).
Как следует из пункта 5.4 Положения платежное поручение составляется, принимается к исполнению и исполняется в электронном виде, на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения реквизиты, форма (для платежного поручения на бумажном носителе), номера реквизитов платежного поручения установлены приложениями 1-3 к настоящему Положению.
Таким образом, Положение разграничивает две самостоятельные формы платежных поручения: как ввиде бумажного документа, так и ввиде электронного документа, не тождественных друг другу.
Так, согласно пункту 45 Приложения N 1 к Положению, реквизит "отметка банка" характерен исключительно для платежного поручения на бумажном носителе, которым является штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств.
Согласно пункту 4.7 Положения исполнение распоряжения на бумажном носителе в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством представления плательщику экземпляра исполненного распоряжения на бумажном носителе с указанием даты исполнения, проставлением штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.
При этом, в пункте 4.6 Положения исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения.
Таки образом, для платежного поручения в электронном виде не предусмотрен такой реквизит как "отметка банка", что в силу Закона о контрактной системе и конкурсной документации требует от участника закупки предоставления платежного поручения, выполненного на бумажном носителе с отметками банка (оригинал) либо копии такого платежного поручения, заверенного банком.
ООО "Ленпромстрой" представлено в качестве обеспечения заявки - платежное поручение от 30.03.2015 с указанием вида платежа "Электронно", распечатанная из системы Банк-Клиент, то есть платежное поручение в электронном виде, заверенное электронной цифровой подписью участника закупки, что не соответствует требованиям пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.6.3.1 инструкции по подготовке документов, содержанию и порядка подачи заявок на участие в открытом конкурсе конкурсной документации установлено, что заявка должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника открытого конкурса - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника открытого конкурса без доверенности (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени участника открытого конкурса действует иное лицо, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, заверенную печатью участника открытого конкурса (при наличии печати) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
Указанное заказчиком требование к содержанию заявки на участие в конкурсе соответствует пункту 4 части 1 статьи 50, подпункту в пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, для целей осуществления закупки юридически значимым фактом является право подписания заявки от имени участника закупки, подтвержденное соответствующими полномочиями, из которых прямо вытекает право лица осуществлять указанные действия в период действия доверенности.
В составе заявки ООО "Ленпромстрой" представлена доверенность, выданная на Рыгазова М.А. N 106 от 25.03.2015 со сроком действия до 30.03.2015.
При этом, из доверенности однозначно не следует окончание срока ее действия ввиду двоякого толкования предлога "до", который в данном контексте может как включать, так и исключать дату, применительно к которой он используется.
С учетом того, что заявка подписана Рыгазовым М.А. 30.03.2015, то из доверенности прямо не вытекает наличие полномочий на подписание заявки 30.03.2015 ввиду отсутствия указания в доверенности включения (исключения) указанной даты в период действия полномочий указанного лица.
С учетом изложенного, в составе заявки представлена доверенность на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, не позволяющий сделать вывод о наличии полномочий на подписание заявки на период ее действия.
Таким образом, действия конкурсной комиссии по отклонению заявки указанного участника закупки являются правомерными ввиду представления в заявке документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки, а также доверенности на осуществление действий от имени участника открытого конкурса, не соответствующих требований конкурсной документации.
2. Согласно пункту 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50, подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе в конкурсной документации должны содержаться требования к документам, подтверждающим соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и извещении о проведении закупки, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах в случае осуществления закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 50, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В извещении о проведении закупки, пункте 7.2 информационной карты конкурсной документации установлено требование к участнику закупки о наличии у него допуска к отдельным видам работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, для которых требуется свидетельство саморегулируемой организации в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30 декабря 2009 года (пункты 1.2, 2.1, 2.2, 6.3, 7.2, 10.5, 12.3, 25.2 Перечня), тогда как градостроительным законодательством предусмотрена обязанность устанавливать требование о допуске к конкретным видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, предусмотренных подпунктами 33.1 -33.13 Перечня.
Таким образом, указание в документации об аукционе, в том числе в проекте контракта, на обязанность участника закупки предоставлять свидетельств о допуске к отдельным видам работ в качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как требование о предоставлении в составе заявки свидетельства о допуске к отдельным видам работ, не соответствует части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и является нарушением пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1.1 статьи 55.8 Закона о контрактной системе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
С учетом изложенного, при установлении требований о наличии свидетельства СРО заказчик в конкурсной документации должен указать минимальную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору, которая должна находить отражение в свидетельстве, с учетом объекта закупки, что будет являться надлежащим исполнением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Ленпромстрой" на действия конкурсной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5,6 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, подпункта г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 апреля 2015 г. N 188-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2015