Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 мая 2015 г. N 270-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Универсал" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту оконных заполнений приемов МОУ "СОШ N 2 г. Катав-Ивановска и замене оконных блоков МОУ "ООШ N 5 г. Катав-Ивановска для СМП и СОНКО (изв. N 0369300290315000014) в присутствии:
- представителя Управления образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, действующего на основании доверенностей от 18.05.2015 NN 389,439, 440;
в отсутствие представителя ООО "Универсал",
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.05.2015 поступила жалоба ООО "Универсал" (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту оконных заполнений приемов МОУ "СОШ N 2 г. Катав-Ивановска и замене оконных блоков МОУ "ООШ N 5 г. Катав-Ивановска для СМП и СОНКО (изв. N 0369300290315000014) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 28.04.2015 Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области объявило о проведении аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369300290315000014 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 150 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 06.05.2015 10:00.
На момент рассмотрения жалобы контракт на выполнение работ по ремонту оконных заполнений приемов МОУ "СОШ N 2 г. Катав-Ивановска и замене оконных блоков МОУ "ООШ N 5 г. Катав-Ивановска для СМП и СОНКО не заключен.
Согласно доводам жалобы аукционной комиссией неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Универсал" по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: отсутствие информации о конкретных показателях используемого товара, страны происхождения, предоставление которой предусмотрено пунктом 22 информационной карты аукциона.
Представитель Управления образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил следующее.
Аукционная комиссия при рассмотрении первых частей заявок руководствовалась требованиями документации об электронном аукционе. В пункте 22 информационной карты аукциона заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе первой части заявки информации о конкретных показателях используемого товара и наименовании страны происхождения товара.
Однако, первые части заявок участников закупки с номерами заявок NN 8489712, 4331952 не содержали указанной информации в связи с чем аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с номерами заявок NN 8489712, 4331952.
Заслушав пояснения Управления образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу N 0369300290315000014-01 заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе в электронной форме от 06.05.2015 участникам закупки с номерами заявок NN 8489712, 4331952 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с тем, что участниками не представлена информация, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно: отсутствие информации о конкретных показателях используемого товара, страны происхождения, предоставление которой предусмотрено пунктом 22 информационной карты аукциона.
Пунктом 22 информационной карты аукциона установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, предлагаемого для использования товара по позициям в приложении N2 к аукционной карте.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, требования к составу первой части заявки, установленные заказчиком, соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в части требований к составу первой части заявки участника закупки.
В ходе рассмотрения заявок с номерами заявок NN 8489712, 4331952 антимонопольным органом установлено, что указанными участниками закупки в составе первых частей заявок представлено только согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
Таким образом, аукционной комиссией обосновано принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе участникам закупки с номерами заявок NN 8489712, 4331952.
Вместе с тем, следует отметить, что описание объекта закупки, сформированное заказчиком, не носит объективного характера по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Более того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в конкурсе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Однако, Приложение N 2 к информационной карте в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не содержит максимальных и (или) минимальных значений показателей товара, используемого при выполнении работ, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N 2 к информационной карте заказчиком представлены ведомости объемов работ NN 69, 72.
При этом, позиции NN 1, 2, 4, 6, 8, 11, 12, 13 ведомости объемов работ N 69 и позиции NN 1, 2, 4, 6, 7, 9, 11, 14, 15 ведомости объемов работ N 72 содержит наименование работ (например: разборка деревянных заполнений проемов, установка оконных блоков, облицовка), а не наименование товара.
Представитель Управления образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области на заседании Комиссии пояснил, что участникам закупки необходимо в составе первых частей заявок конкретизировать характеристики и указать наименование страны происхождения такого товара, как блок оконный, позиции N 3 ведомостей объемов работ N 69, 72.
Вместе с тем, из Приложения N 2 к информационной карте невозможно сделать однозначного вывода о том, что именно необходимо конкретизировать в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участникам закупки по позициям N 3 ведомостей объемов работ NN 69, 72 в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе.
Более того, в аукционной документации отсутствуют сведения относительно размеров и количества блоков оконных, которые необходимо установить согласно Приложению N 2 к информационной карте.
На основании изложенного следует, что заказчиком при подготовке аукционной документации нарушены пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы, комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупке и извещения о закупке, в ходе которой установлено следующее:
1. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 7.4 проекта контракта предусмотрено, что заказчик принимает результат работ по актам приемки выполненных работ (форма КС-2) и справкам о стоимости работ (форма КС-3) в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления о завершении работ на объекте.
Однако, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлен срок оформления результатов приемки выполненных работ.
2. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье 31 Закона о контрактной системе.
Указанные единые требования к участникам закупки и вытекающие их них требования к составу второй части заявки продиктованы необходимостью указания как в документации, так и в извещении о проведении электронного аукциона, максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки не указаны требования о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7,9 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В подпункте 1 пункта 16 информационной карты заказчиком продублированы положения пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом, сведения о том, какие именно требования законодательства Российской Федерации установлены к лицам, осуществляющим выполнение работ по ремонту оконных заполнений приемов, в аукционной документации отсутствуют.
Вместе с тем, документация должна содержать конкретные требования к участникам закупки в соответствии с объектом закупки.
Следовательно, в нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации об аукционе не определены требования к участникам закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
4. Как следует из содержания извещения о проведении электронного аукциона от 28.04.2015 N0369300290315000014 Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области является организатором совместных торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 25 Закона о контрактной системе Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
При этом, соглашение должно содержать информацию, предусмотренную частью 2 статьи 25 Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии Управлением образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области представлены соглашения N 1/2014 о передаче отдельных функций в сфере закупок товаров, работ и услуг, заключенные с МОУ "ООШ N5 г. Катав-Ивановск", МОУ "СОШ N2 г. Катав-Ивановск".
Указанные соглашения не являются соглашениями о проведении совместных торгов в связи с тем, что в их содержании не находят своего отражения условия, предусмотренные частью 2 статьи 25 Закона о контрактной системе.
Следовательно, Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области не может являться организатором совместного аукциона в связи с тем, что между сторонами не заключено соглашение о проведении совместных торгов, которое содержит условия предусмотренные частью 2 статьи 25 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Управлением образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, МОУ "ООШ N5 г. Катав-Ивановск" и МОУ "СОШ N2 г. Катав-Ивановск" проведен совместный аукцион на выполнение работ по ремонту оконных заполнений приемов МОУ "СОШ N 2 г. Катав-Ивановска и замене оконных блоков МОУ "ООШ N 5 г. Катав-Ивановска для СМП и СОНКО (изв. N 0369300290315000014) с нарушениями частей 1, 2 статьи 25 Закона о контрактной системе.
Более того, согласно постановлению Администрации Катав-Ивановского муниципального района от 31.12.2013 N 1625 "О наделении полномочиями в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области" Управление образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области является уполномоченным органом.
Согласно части 3 статьи 26 Закона о контрактной системе высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.
В соответствии с частью 10 статьи 26 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей.
Вместе с тем, документов, свидетельствующих о принятии актов, регламентирующих порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, на заседании Комиссии не представлено.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Универсал" необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать нарушения в действиях:
- Управления образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области - частей 1, 2 статьи 25, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1, 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе;
- заказчиков - частей 1, 2 статьи 25 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Управлению образования Администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области, заказчикам, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии А.С. Субботина
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 мая 2015 г. N 270-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2015