Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2015 г. N 198-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СпецСервис-74" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0169300000115001243 на выполнение работ по санитарной очистке территории Центрального района города Челябинска по заявкам администрации района в весенне-летний период в присутствии:
- представителя Управления муниципального заказа Администрации города Челябинска, действующего на основании доверенности от 03.06.2014 года N 08;
- представителей Администрации Центрального района города Челябинска, действующих на основании доверенности от 20.04.2015 года N 03-124;
- представителя ООО "СпецСервис-74", действующего на основании доверенности от 20.02.2015;
- генерального директора ООО "СпецСервис-74", действующего на основании Решения N 3 от 01.01.2013 года,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 14.04.2015 поступила жалоба ООО "СпецСервис-74" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0169300000115001243 на выполнение работ по санитарной очистке территории Центрального района города Челябинска по заявкам администрации района в весенне-летний период (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска 07.04.2015 опубликовало на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 2 997 526 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 15.04.2015 года в 09:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заявителя Заказчиком в проекте контракта установлено неправомерное условие об оплате выполненных Подрядчиком работ, в соответствии с которым оплата выполненных Подрядчиком работ осуществляется после выплаты последним всех штрафов и пеней, начисленных в ходе исполнения муниципального контракта. По мнению Общества, указанное условие ставит потенциального Подрядчика в заведомо ущербные правовые и экономические условия. Предметом контракта является выполнение работ по санитарной очистке территории Центрального района города Челябинска, на основании этого у Подрядчика возникает обязанность выполнить предусмотренные контрактом работы, а у Заказчика - обязанность принять и оплатить выполненные Подрядчиком работы. Начисление и погашение штрафов и пени предметом контракта не является и не может освобождать ни одну из сторон от выполнения своих обязательств.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Установленное Заказчиком в проекте контракта условие об оплате выполненных Подрядчиком работ не нарушает права и законные интересы стороны. Обязанность по оплате выполненных Подрядчиком работ будет исполнена Заказчиком в любом случае.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В пункте 2.8. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, указано, что Заказчик производит оплату выполненных Подрядчиком работ поэтапно по факту выполнения работ по каждому этапу, после подписания Сторонами Акта о приемке выполненных работ и предъявления Подрядчиком надлежаще оформленной документации: формы КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат"), счёта и/или счета-фактуры в течение 20 (Двадцати) банковских дней в пределах общей стоимости Муниципального контракта, после выплаты Подрядчиком всех штрафов и пеней, начисленных в ходе исполнения настоящего Муниципального контракта. Денежные средства перечисляются Заказчиком на банковский счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в Муниципальном контракте.
В Законе о контрактной системе содержатся лишь общие нормы, устанавливающие требования к содержанию контракта, заключаемого между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Следует отметить, что контракт является гражданско-правовой категорией, а отношения, возникающие между сторонами контракта, относятся к сфере гражданско-правовых. Регулирование сферы гражданско-правовых отношений осуществляется в рамках действующего гражданского законодательства.
Более того, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
В соответствии пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса РФ договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Стороны, заключая договор, наделяются соответствующими правами и в то же время несут определенные обязанности. При этом, в статье 309 Гражданского кодекса РФ указано, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Договор, заключаемый сторонами по результатам настоящего аукциона, имеет правовую природу договора возмездного оказания услуг. Данный договор регулируется положениями главы 39 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 783 Гражданского кодекса РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729 Гражданского кодекса РФ).
На основании нормы, содержащейся в статье 702 Гражданского кодекса РФ и регулирующей подрядные отношения, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В статье 711 Гражданского кодекса РФ содержится норма, регулирующая порядок оплаты выполненной подрядчиком работы. В соответствии с указанной нормой если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Таким образом, основанием для оплаты выполненных Подрядчиком работ является подписание сторонами первичной учетной документации, отражающей взаимное согласие сторон на приемку работ надлежащего качества.
При этом, штраф и пеня являются мерами ответственности, предусмотренными действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств по договору. Ответственность сторон является вторичной и имеет место быть только в случае нарушения сторонами условий договора, в то время как установленные договором обязанности сторон являются первичными и в первую очередь подлежат исполнению. Иными словами, ответственность сторон напрямую зависит от исполнения сторонами обязательств по договору.
Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности стороны по договору.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Однако, исходя из указанной в пункте 2.8. проекта контракта информации об оплате выполненных Подрядчиком работ, следует, что исполнение Заказчиком обязанности по оплате выполненных Подрядчиком работ полностью зависит от исполнения последним обязательства по уплате штрафа и пени, возникающего в рамках применения мер ответственности. Однако такая ответственность может и не наступить, поскольку работы могут быть выполнены подрядчиком надлежащим образом и в установленный договором срок. Кроме того, подобный порядок оплаты выполненных работ лишает Подрядчика права доказать свою невиновность при исполнении предусмотренных контрактом обязательств.
Таким образом, содержащаяся в проекте контракта формулировка условия об оплате Заказчиком работ автоматически делает Подрядчика недобросовестной стороной контракта и не позволяет применить положения части 6 статьи 34, части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе, что может привести к неисполнению сторонами контракта в рамках срока его действия, а также нарушению требований части 6 статьи 34, части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены единые требования к участникам, а также не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в целях подтверждения их соответствия данному требованию.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СпецСервис-74" на действия заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2015 г. N 198-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2015