Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 апреля 2015 г. N 202-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрела жалобу ГАУЧО "Централизованная прачечная" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0169300035815000264 на оказание услуг по стирке и обработке больничного белья для нужд МБУЗ "Городская больница N2" (далее - аукцион), в присутствии:
- представителя МБУЗ "Городская больница N2", действующего на основании доверенности от 21.04.2015;
- представителя ГАУЧО "Централизованная прачечная", действующего на основании доверенности N 20/04 от 21.04.2015;
- представителя ГАУЧО "Централизованная прачечная", действующего на основании Приказа от 02.08.2013;
- представителя Администрации Миасского городского округа, действующего на основании доверенности от 12.01.2015,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ГАУЧО "Централизованная прачечная" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0169300035815000264 на оказание услуг по стирке и обработке больничного белья для нужд МБУЗ "Городская больница N2" (далее - аукцион).
Согласно представленным Заказчиком и Уполномоченным органом документам извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 09.04.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 377 600, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 24.04.2015 09:00.
На дату рассмотрения жалобы ГАУЧО "Централизованная прачечная" контракт не заключен.
Представители заявителя поддержали доводы жалобы и указали, что требование к участнику закупки о территориальной удаленности заказчика от исполнителя услуг является необоснованным, так как обязанность по транспортировке белья возложена на исполнителя, что возлагает на него риски по надлежащему и своевременному исполнению обязательств сторонами.
Кроме того, указание на расстояние заказчика от исполнителя может привести к ограничению количества участников закупки, находящихся в том числе в г. Челябинске, но имеющих возможность надлежащим образом оказать услуги по контракту.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили следующее.
Заказчиком правомерно установлено требование о территориальной удаленности заказчика от исполнителя в радиусе не более 60 км, что обусловлено ежедневного наличия чистого и обработанного белья в достаточном количестве.
Кроме того, учреждение не имеет запаса постельного белья, что требует своевременного оказания услуг в максимально короткие сроки..
Кроме того, исходя из коммерческих предложений, положенных в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, следует, что три организации, расположенные в городе Миассе, соответствуют установленному заказчиком требованию.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
При этом, все требования к участнику закупки, описанию объекта закупки, условиям исполнения контракта, которые указываются заказчиком в документации о закупке, должны обосновывать потребность заказчика и преследовать единую цель, направленную на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд конкретного заказчика.
Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации о закупке, в том числе проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Таким образом, в Законе о контрактной системе содержатся лишь общие нормы, устанавливающие требования к содержанию контракта, заключаемого между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Следует отметить, что контракт является гражданско-правовой категорией, а отношения, возникающие между сторонами контракта, относятся к сфере гражданско-правовых, регламентация которых установлена гражданским законодательством.
Предметом закупки является оказание услуг по стирке и обработке больничного белья для нужд МБУЗ "Городская больница N2", то есть договор, заключаемый по результатам закупки имеет правовую природу договора возмездного оказания услуг, регламентированного главой 39 ГК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Законодательством о контрактной системе не предусмотрено каких-либо запретов и ограничений, касающихся порядка определения условий исполнения контракта, в части выбора и определения места оказания услуг (по месту нахождения заказчика или исполнителя).
В пункте 11 информационной карты документации о закупке указано, что место оказание услуг - по месту нахождения исполнителя, отдаленность от г. Миасса в радиусе не более 60 км.
Вместе с тем, из документации о закупке (пункт 10 информационной карты, пункт 4.1.8 проекта контракта) следует, что в обязанности исполнителя входит доставка, экспедирование, погрузка и разгрузка белья.
Кроме того, в подпункте 6 пункта 10 информационной карты указано, что обработанное белье доставляется в упакованном виде на специально выделенным транспорте (требования СаНПиН 3.13.75).
При этом из пункта 13 информационной карты документации об аукционе при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчик также возложил транспортные расходы на исполнителя услуг.
Таким образом, возложение на участника закупки обязанности по оказанию транспортных услуг, включая расходы, которые понесет участник в связи с доставкой белья, исключает необходимость указания места оказания услуг с учетом территориальной удаленности исполнителя услуг от заказчика.
При этом, антимонопольный орган не усматривает причинной следственной связи, подтвержденной доказательствами, между качеством и своевременностью оказания услуг и условием о территориальной удаленности от заказчика.
Так, в пункте 1.3 проекта контракта срок оказания услуг определен заказчиком как ежедневный, кроме воскресенья, в течение 24 часов, с указанием времени сдачи белья в стирку и прием после стирки: с 08.00 до 10.00 часов по местному времени (с момента заключения контракта по май 2016 года).
Требования к объему и качеству услуг определены в пунктах 4.1.1-4.1.8 проекта контракта.
Таким образом, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком безосновательно указано условие о месте оказания услуг с учетом территории расположения исполнителя, так как данное условие контракта обуславливает не потребность заказчика, а отражает предпринимательские риски, которые хозяйствующий субъект может понести в связи с территориальной удаленностью от заказчика.
Ссылка заказчика на Приказ Минздрава СССР от 15 сентября 1988 г. N 710 "Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий" не принимается Комиссией, так как указанный нормативный правовой акт определяет нормы оснащения мягким инвентарем отделений различных лечебных учреждений, без учета требований к исполнителю, осуществляющему стирку и обработку больничного белья.
2. Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении торгов.
Вместе с тем, указание условия о территориальной удаленности от заказчика - не более 60 км, может привести к ограничению количества участников закупки, местоположение которых превышает значение, указанное в документации о закупке, но имеющих необходимые материальные, трудовые и финансовые ресурсы, позволяющие надлежащим образом исполнить условия контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ГАУЧО "Централизованная прачечная" обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 апреля 2015 г. N 202-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2015