Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 апреля 2015 г. N 211-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Козловой А.А.
|
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Амур-Трейд" (далее - заявитель, Общество, участник) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку печи вакуумной для нужд открытого акционерного общества "Специальное конструкторское бюро "Турбина" г. Челябинск (извещение N 0469000000915000001) в присутствии:
- представителя открытого акционерного общества "Специальное конструкторское бюро "Турбина" г. Челябинск, действующего на основании доверенности от 02.03.2015 N 20 (далее - Заказчик);
в отсутствие:
представителей ООО "Амур-Трейд", надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 16.04.2015 поступила жалоба ООО "Амур-Трейд" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку печи вакуумной для нужд открытого акционерного общества "Специальное конструкторское бюро "Турбина" г. Челябинск (извещение N 0469000000915000001) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам Заказчиком 13.03.2015 объявлен электронный аукцион путем размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 33 700 000 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе - 29.03.2015 в 07:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт заключен.
Согласно доводам жалобы заявителя по результатам рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией заявка ООО "Амур-Трейд" отклонена на основании непредставления документов и информации, которые предусмотрены частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Однако заявитель с решением аукционной комиссии не согласен. По мнению Общества, вторая часть заявки ООО "Амур-Трейд" соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения и на Комиссии указал следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены вторые части заявок участников аукциона. Заявка ООО "Амур-Трейд" с защищенным номером 3375674 отклонена на основании непредставления документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. В составе второй части заявки участнику требовалось представить документы, подтверждающие соответствие предлагаемого для поставки товара Постановлению Правительства РФ N 1224 от 24.12.2013. Однако Обществом не представлены указанные документы.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99,106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с Протоколом N 1-И заседания Аукционной комиссии по рассмотрению вторых частей заявок и подведению итогов в открытом аукционе в электронной форме от 06.04.2015 решением аукционной комиссии заявка ООО "Амур-Трейд" с защищенным номером 3375674 отклонена на основании непредставления участником документов и информации, которые предусмотрены частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. Принятое аукционной комиссией решение мотивировано следующим.
"Заявка на участие в открытом аукционе отклоняется согласно п. 1 ч. 6 ст. 69, а именно: непредставление согласно п. 6 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (поставляемый товар подпадает под ч. 3 ст. 14 ФЗ-44, а именно Постановление Правительства РФ N 1224 от 24 декабря 2013 года".
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В силу пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В пункте 20 Информационной карты аукциона Заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки.
Согласно указанной информации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г.;
3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Как следует из пояснений представителя открытого акционерного общества "Специальное конструкторское бюро "Турбина" г. Челябинск, в отношении закупаемого Заказчиком товара "печь вакуумная" постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 установлены запреты и ограничения на допуск товаров, происходящих из иностранных государств. В связи с этим, в составе второй части заявки участнику требовалось представить документы, подтверждающие соответствие предлагаемого для поставки товара Постановлению Правительства РФ N 1224 от 24.12.2013.
Однако данное требование не нашло своего отражения в аукционной документации. Более того, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Участник на основании информации, содержащейся в извещении о проведении закупки, документации о закупке, заполняет заявку на участие в электронном аукционе и направляет ее оператору электронной площадки.
В свою очередь, комиссия по осуществлению закупок, руководствуясь положениями документации о закупке, проверяет первые и вторые части поданных участниками заявок, принимает решение о соответствии либо несоответствии содержащихся в заявках сведений требованиям документации. При этом, документация о закупке по своей правовой природе является публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.
В данном случае, участникам в составе второй части заявки требовалось представить документы, подтверждающие соответствие предлагаемого для поставки товара "печь вакуумная" условиям, запретам, ограничениям допуска товаров, происходящих из иностранного государства. Однако Заказчиком в аукционной документации данное требование не установлено. Кроме того, в извещении о проведении аукциона отсутствует какая-либо информация об указанных запретах и ограничениях.
ООО "Амур-Трейд", не владея информацией об обязательном представлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие предлагаемого для поставки товара Постановлению Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224, заполнило заявку в соответствии с требованиями, содержащимися в аукционной документации. В результате, аукционная комиссия отклонила заявку Общества на основании непредставления документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика привели к нарушению пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, невозможности участия ООО "Амур-Трейд" в определении поставщика, нарушению со стороны аукционной комиссии части 1, части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1, 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукциона не конкретизированы требования к участникам закупки, не предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение частей 1, 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
4. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках оформления результатов приемки поставленного товара.
5. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливает, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Порядок расчета пени и штрафа предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
В пункте 4.2 проекта контракта заказчиком указан минимальный размер пени поставщика, а также содержится ссылка на Постановление N 1063.
Между тем, в проекте контракта отсутствует формула расчета пени поставщика, что свидетельствует об исполнении заказчиком обязанности по установлению такой пени в проекте контракта исполненной не в полном объеме.
Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что ссылка на Постановление Правительства N 1063 не является надлежащим исполнением такой обязанности.
6. Пункт 4.10 проекта контракта, устанавливает штрафную санкцию за нарушение пункта 4.9 контракта в размере 900 000 рублей.
Согласно пояснениям заказчика, условие, указанное в пункте 4.10 проекта контракта, содержит техническую ошибку.
7. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Приложение N 1 к проекту контракта не содержит информации о товаре, предусмотренной Техническим заданием и не подлежащей изменению в составе заявки на участие в аукционе, что может привести к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, а именно, к заключению контракта не на условиях аукционной документации.
8. В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Согласно частям 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В пункте 2.4.7. проекта контракта Заказчиком в качестве обеспечения исполнения контракта предусмотрена банковская гарантия.
В пункте 9.2 проекта контракта прописано, что контракт действует до 31.12.2017 года и полного выполнения Сторонами возложенных на них обязательств, включая выплату неустойки и возмещение убытков, если такие требования были предъявлены заинтересованной Стороной.
Таким образом, Заказчиком в пункте 9.2 проекта контракта установлен двойной срок действия контракта. При этом указание на гарантийные обязательства не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку указанное событие не носит признаков неизбежности наступления (товар может быть не поставлен поставщиком, акты не подписаны, течение гарантийных обязательств не начнется). Указанное обстоятельство не позволяет использовать предусмотренную частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, а также пунктом 2.4.7. проекта контракта банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта. Данный факт свидетельствует о нарушении Заказчиком части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Амур-Трейд" на действия Аукционной комиссии обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения требований пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1, 5, 6 статьи 31, части 27 статьи 34, части 13 статьи 34, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения требований части 1, части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
5. Передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 апреля 2015 г. N 211-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2015