Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 апреля 2015 г. N 212-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "СтройЭнергоРесурс", в присутствии:
- представителя Муниципального учреждения "Красноармейская центральная районная больница", действующего на основании доверенности от 23.04.2015,
- представителя Муниципального учреждения "Красноармейская центральная районная больница", действующего на основании доверенности от 23.04.2015,
в отсутствие ООО "СтройЭнергоРесурс", Администрации Красноармейского муниципального района, уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "СтройЭнергоРесурс" на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0169300024815000052 на ремонт помещения МУ "Красноармейская ЦРБ" (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 01.04.2015 Администрация Красноармейского муниципального района объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 238 660, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 10.04.2015 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СтройЭнергоРесурс" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заявка общества соответствует требованиям документации об аукционе, так как заявителями указаны конкретные показатели товара всех марок (типов, размеров), в том числе ввиде диапазона значений, соответствующих гостам, а также требованиям документации.
С учетом изложенного, аукционная комиссия необоснованно отказала заявителю в допуске к участию в аукционе.
В письменных пояснениях заказчика указано, что в заявке общества отсутствуют конкретные показатели по позициям N 2,3,36,46,54,55,72,130 Приложения N 1, что послужило основанием для отказа в допуске к участию в аукционе данному участнику закупки по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к составу первой части заявки установлены с учетом объекта закупки, что свидетельствует о необходимости указания в документации об аукционе данных требований в зависимости от того, что является предметом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) без использования товара, выполнение работ (оказание услуг) с использованием товара.
Таким образом, требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку.
Указанные требования Закона о контрактной системе продиктованы необходимостью указания в документации о закупке максимально четких и прозрачных сведений, позволяющих участнику закупки надлежащим образом оформить заявку и принять участие в аукционе на конкурентных началах, основанных на принципах открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, предусмотренных статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
В пункте 34 информационной карты документации об аукционе требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе установлены в случае, если объектом закупки является поставка товара в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, как следует из извещения о закупке, документации о закупке и проекта контракта предметом закупки является выполнение ремонта помещения МУ "Красноармейская ЦРБ" с использованием материалов подрядчика, указанных в Приложении N 1 к информационной карте, что подтверждается пунктом 2.3.11 проекта контракта.
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, договор, заключаемый по результатам закупки имеет правовую природу договора подряда, регламентированного главой 37 ГК РФ, что требует указания в документации об аукционе требований к составу первой части заявки с учетом условий, установленных для выполнения работ (оказания услуг) с использованием товара, предусмотренных подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, в документации об электронном аукционе содержатся требования к содержанию первой части заявки участника закупки, не соответствующие предмету закупки, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
1.2 Как следует из пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе наряду с требованиями к составу первой части заявки должна содержаться инструкция по заполнению заявки.
При этом, правовая цель в части наличия в документации о закупке инструкции по заполнению заявки заключается в разъяснении и уточнении требований к содержанию заявки, что позволит участнику закупки надлежащим образом оформить свое предложение на участие в аукционе.
Приложение N 1 содержит требования к строительным материалам, а именно: поз. N 2 - битумы нефтяные дорожные, поз. N 3 - битумы дорожные жидкие, поз. N 46 - пьедесталы для умывальников полуфарфоровые и фарфоровые, N поз. 55 - краски цветные, N поз. 130 - лаги половые, в отношении которых указаны характеристики, по которым не представляется возможным сделать вывод о необходимости указания в первой части заявки всех марок (размеров, классов) по указанным позициям либо выбрать одну или несколько марок (размеров, классов) из перечня, определенного заказчиком.
Довод заказчика о том, что в отношении материалов, перечисленных через запятую, точку с запятой, участникам закупки необходимо выбрать одну марку (размер, класс) товара и указать ее в своей заявке, является несостоятельным, так как положения документации об аукционе, в том числе пункт 33, 34 информационной карты не содержат указанного разъяснения, что в итоге могло привести к невозможности определения участниками закупки требований заказчика о том, что является конкретным показателем в контексте условий заказчика к материалам, используемым при выполнении работ.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе инструкция по заполнению первой части заявки не отражает порядок оформления заявки участниками закупки с учетом требований заказчика, что в итоге приведет к невозможности объективного рассмотрения и оценки заявок участников закупки на стадии работы аукционной комиссии.
2. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.04.2015 (далее - протокол) заявка ООО "СтройЭнергоРесурс" (защищенный номер заявки N 4105479) подлежала отклонению ввиду несоответствия заявки требованиям, установленным документацией о закупке по позициям 2,3,36,46,54,55,72,130 Приложения N 1 в части непредоставления конкретных показателей по данным позициям, соответствующих требованиям документации об аукционе.
В пункте 34 информационной карты в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе.
При этом, в Приложении N 1 к информационной карте установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Приложение N 1 содержит строительные материалы по оспариваемым позициям с использованием знаков препинания ", ;", допускающих двоякое толкование, что не позволяет сделать вывод о необходимости указания в первой части заявки всех марок (размеров, классов) по указанным позициям либо выбрать одну или несколько марок (размеров, классов) из перечня, определенного заказчиком.
В первой части заявки заявителя по данным позициям указаны конкретные показатели материалов, с учетом использования всех марок (размеров, классов) применяемых материалов, что не противоречит требованиям документации об аукционе.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Вместе с тем, наличие в документации об аукционе противоречивых требований к содержанию первой части заявки и инструкции по ее заполнению, допускающих неоднозначное толкование понятия "конкретный показатель материала", на основании которой аукционная комиссия рассматривает первые части заявок, не позволяет признать нарушение в действиях комиссии в части неправомерного отказа в допуске к участию в аукционе.
При этом, антимонопольный орган отмечает, что союз "и" (поз. N 36, 46 Приложения N 1), является соединительным союзом, что предполагает использование всех видов (типов) материалов, применяемых в ходе выполнения работ, в связи с чем отклонение по указанным позициям заявки заявителя является неправомерным.
Кроме того, по поз. N 72 - шкурка шлифованная двухслойная с зернистостью указан показатель 40-25 м2, однако с учетом того, что в требованиях к составу первой части заявки не указано, является ли данный показатель минимальным и максимальным показателем либо показателем, который не может изменяться, заявителем правомерно данное значение определено как конкретный показатель.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СтройЭнергоРесурс" необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 23 апреля 2015 г. N 212-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2015