Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 апреля 2015 г. N 207-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Рысевой Е.Г. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Элитех" в присутствии:
- представителей Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, действующих на основании доверенностей от 09.02.2015 N 37/7, от 09.02.2015 N 37/5, от 03.04.2015 N 38/18,
в отсутствие заявителя, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Элитех" (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку оригинальных картриджей Samsung MLT-D305L для принтера Samsung ML-3750ND (извещение N 0269100000215000018) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 27.03.2015 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области объявило о проведении аукциона путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru извещения о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 957 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 06.04.2015 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Элитех" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заявителя аукционной комиссией в нарушение требований документации об электронном аукционе допущены до участия в торгах участники с совместимой продукцией. По результатам проведенных маркетинговых исследований и расчетов ООО "Элитех" считает, что предложенная победителем сумма контракта не соответствует ценам на оригинальную продукцию.
Представитель заказчика с доводами, указанными в жалобе заявителя, не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.
Единой комиссией по осуществлению закупок рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе в порядке, установленном частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе. В десяти из одиннадцати рассмотренных аукционной комиссией заявок на участие в электронном аукционе содержалось установленное заказчиком в документации о закупке согласие на поставку оригинальных картриджей Samsung MLT-D305L для принтера Samsung ML-3750ND. Соответственно десять участников закупки допущены аукционной комиссией до участия в электронном аукционе.
Единая комиссия в силу положений закона о контрактной системе не обладает полномочиями на принятие решения о несоответствии предлагаемого участником к поставке товара требованиям заказчика на основании цены контракта, предлагаемой участником закупки. Предложения о цене контракта подаются участниками электронного аукциона независимо от заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
В соответствии с Протоколом N 0269100000215000018/17-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.04.2015 на участие в настоящем аукционе подано 11 заявок, аукционной комиссией заявки десяти участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе, данные участники допущены к участию в аукционе.
В пункте 4.1 документации об электронном аукционе, пункте 23 Информационной карты электронного аукциона установлено следующее.
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией".
Согласно материалам дела в заявках участники выразили согласие на поставку оригинальных картриджей Samsung MLT-D305L для принтера Samsung ML-3750ND, что соответствовало требованиям аукционной документации.
В соответствии с частью 9 статьи 68 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:
1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;
2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";
3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 957 000 рублей 00 копеек.
В соответствии с протоколом проведения открытого аукциона в электронной форме, опубликованном на электронной площадке, официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.04.2015, участниками аукциона сделаны следующие предложения о цене.
Код участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
2 |
500 222,22 |
10.04.2015 11:27:05 (+03:00) |
понижение |
5 |
505 437 |
10.04.2015 11:25:56 (+03:00) |
понижение |
4 |
570 430 |
10.04.2015 10:59:02 (+03:00) |
понижение |
1 |
654 448 |
10.04.2015 10:33:11 (+03:00) |
понижение |
10 |
797 998 |
10.04.2015 10:07:50 (+03:00) |
понижение |
9 |
860 203 |
10.04.2015 09:58:25 (+03:00) |
понижение |
6 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
7 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
8 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
11 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
Информация о ценах, предложенных участниками аукциона, не позволяет сделать однозначный вывод о несоответствии предлагаемых участниками к поставке товаров требованиям документации о закупке.
Аукционная комиссия на основании положений документации об электронном аукционе рассматривает поданные участниками заявки на участие в аукционе, принимает решение о соответствии или несоответствии заявок требованиям аукционной документации. Подаваемые участниками в ходе проведения аукциона предложения о цене не регулируются документацией о закупке, и соответственно не могут являться основанием для отклонения аукционной комиссией заявок участников.
Вместе с тем, в заявках с защищенными номерами 24366777, 24448393 участниками указаны согласие на поставку картриджа, характеристики картриджа. Однако в указанных заявках отсутствует наименование страны происхождения товара, что не соответствует требованиям аукционной документации к содержанию и составу заявки.
В данном случае, информация, содержащаяся в заявках участников с защищенными номерами 24366777, 24448393, не соответствует требованиям аукционной документации, в связи с чем данные заявки должны быть отклонены аукционной комиссией. Признав данные заявки участников соответствующими требованиям документации об электронном аукционе, допустив участников к участию в аукционе, аукционная комиссия нарушила часть 1 статьи 67, часть 3 статьи 67, часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
В пункте 4.1 документации об электронном аукционе Заказчиком установлено аналогичное требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. Однако аукционная документация не содержит указанных значений эквивалентности, в связи с чем, установленное в пункте 4.1 документации о закупке требование является ненадлежащим. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Исходя из смысла нормы, содержащейся в части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона должна быть указана информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
Законодательно установленные требования к банковской гарантии определены статьей 45 Закона о контрактной системе. Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, т. е. в том числе в случае предоставления участником банковской гарантии сроком менее 1 месяца после истечения срока действия контракта.
Таким образом, требования к банковской гарантии, установленные заказчиком в документации о закупке и в извещении должны соответствовать положениям статьи 45 и статьи 96 Закона о контрактной системе, которые предусматривают обязанность участника закупки предоставить банковскую гарантию срок которой превышает срок действия контракта на 1 месяц, а не на 1 год 30 дней, как это указано в документации о закупке и в извещении о закупке.
В пункте 3.10 проекта контракта указано, что безотзывная банковская гарантия должна быть действительна в течение не менее чем один год и 30 дней со дня окончания действия настоящего контракта.
При этом, в пункте 10.1 проекта контракта установлено, что настоящий контракт считается заключенным и вступившим в силу с момента направления оператором электронной площадки Поставщику Контракта, подписанного усиленной электронной подписью Заказчика, и действует до 01.07.2015 г.
В пункте 15 Информационной карты документации электронного аукциона, 4.1 проекта контракта указано, что срок поставки - в течение 30 календарных дней с даты заключения государственного контракта.
Однако исходя из смысла нормы закона, размер обеспечения исполнения контракта, порядок и сроки его предоставления устанавливаются Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 96 Закона о контрактной системе. Данная норма не содержит диспозитивных правил поведения, предоставляющих заказчику право указывать иные требования к обеспечению исполнения контракта нежели те, которые установлены нормой статьи 96 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в извещении о закупке, документации о закупке и в проекте контракта срока обеспечения исполнения контракта, превышающего срок его действия более чем на 1 год и 30 дней , является неправомерным. В связи с чем, Заказчиком нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 45 и часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены, но не конкретизированы требования, предъявляемые к участникам, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в целях подтверждения их соответствия данному требованию.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы ООО "Элитех" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2.Признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 1 статьи 67, части 3 статьи 67, части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3.Признать в действиях заказчика нарушение пункта 5 части 2 статьи 45, части 3 статьи 96, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4.Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.Г. Рысева
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 апреля 2015 г. N 207-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2015