Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 мая 2015 г. N 288-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Тех-Проект" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту лифтовой шахты с заменой лифтового оборудования (изв. N 0369200004115000213) в присутствии:
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница", действующего на основании доверенности от 26.12.2014 года;
- представителя ООО "Тех-Проект", действующего на основании Решения единственного участника от 11.03.2013 года N 7,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Тех-Проект" (далее -заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту лифтовой шахты с заменой лифтового оборудования (изв. N0369200004115000213) (далее - закупка).
Согласно представленным документам Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" (далее - заказчик) объявило о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту лифтовой шахты с заменой лифтового оборудования путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения N 0369200004115000213 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 2 911 060 рублей 00 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 28.05.2015 года в 10 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на выполнение работ по ремонту лифтовой шахты с заменой лифтового оборудования по итогам проведения закупки не заключен.
Представитель ООО "Тех-Проект" на заседании Комиссии доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме и пояснил следующее.
Описание объекта закупки не соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, требования к лифтовому оборудованию установлены только в качестве показателей, которые не могут изменяться.
Также заявителем обжалован перечень документов, которые необходимо в соответствии с документацией о закупке приложить к поставляемому лифту. По мнению представителей заявителя, данный перечень является избыточным, так как выходит за рамки положений Технического регламента.
Кроме того, заявитель указал, что исходя из информации, размещенной в составе документации о закупке невозможно сделать вывод о требованиях заказчика к необходимым к выполнению работам. Так, согласно приложению N1 к информационной карте работы необходимо выполнить согласно набору работ, указанному в локальных сметах проекта ООО ЮУДО "Союзлифтмонтаж", который в открытом доступе не имеется, в составе документации о закупке не размещен.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, следующее.
Описание объекта закупки соответствует требованиям документации о закупке. Технические характеристики лифтового оборудования установлены в соответствии с проектом ООО ЮУДО "Союзлифтмонтаж", который прошел государственную экспертизу и получил положительное заключение N250/2-КР-534.
Требования к перечню документов, прилагаемых к поставленному лифту, обусловлены необходимостью предоставления данных документов при ежегодном прохождении освидетельствования лифта.
Что касается отсутствия в составе документации о закупке проекта ООО ЮУДО "Союзлифтмонтаж" представитель заказчика указал, что требования законодательства о контрактной системе не возлагают на заказчика обязанность по размещению проектно-сметной документации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. При этом, по мнению представителя заказчика, информации, содержащейся в документации о закупке, достаточно для того, чтобы сделать вывод о требованиях заказчика к результату выполненных работ.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
1. Согласно извещению, документации о закупке объектом закупки является выполнение работ по ремонту лифтовой шахты с заменой лифтового оборудования. Описание объекта закупки содержится в приложении N1 к информационной карте документации о закупке (далее - Приложение N 1).
Приложением N1 установлены требования к лифту и сопутствующему оборудованию. При этом данные показатели установлены в виде конкретных значений, которые не могут изменяться.
Так, например, пунктом 5 требований к лифту и сопутствующему оборудованию определено, что используемый при выполнении работ лифт должен иметь грузоподъемность 1000 кг, скоростью 1 м/с. Следовательно, лифт с грузоподъемностью, например, 1001 кг или со скоростью более 1 м/с не может быть использован при выполнении работ, поскольку не соответствует требованиям, установленным заказчиком. Однако на заседание Комиссии представители заказчика не пояснили причин, по которым лифт с большей грузоподъемностью или большей скоростью не может быть поставлен в ходе выполнения работ.
Также представители заказчика не указали на объективные причины установления требований к полезной площади пола кабины 3,15 мI. При условии, что документацией о закупке установлено требование о вместимости кабины 13 человек.
Особенностью больничных лифтов является, в том числе возможность перевозки больных на больничной каталке, что не отрицается представителями заказчика. Следовательно, лифт с увеличенной полезной площадью пола кабины при соблюдении необходимых заказчику требований (в том числе с учетом размеров шахты) может быть более эффективно использован в лечебном учреждении. Однако заказчиком возможность увеличения показателя "полезная площадь пола кабины" не предусмотрена.
Подобная ситуация обстоит и с иными показателями товара: ширинаЧглубинаЧвысота кабины, дверей шахты и т.д.
Вместе с тем, представители заявителя на заседание Комиссии пояснили, что размеры кабины у различных производителей могут варьироваться с учетом размеров шахты. В данном случае, ширинаЧглубина шахты составляет 1950Ч2700 мм. При этом ширинаЧглубинаЧвысота кабины установлены 1400Ч2250Ч2100 мм соответственно, без возможности обеспечить установку лифта с незначительным превышением указанных размеров, но соответствующих потребности заказчика.
Кроме того, по отдельным позициям Приложения N1 невозможно определить требования заказчика к необходимому товару. Так, в пункте 7 Приложения N1 установлено, что основной привод лифта должен обладать следующими характеристиками: малошумный редукторный с энергосберегающим частотным преобразователем с плавным ходом и повышенной точностью остановки. Вместе с тем, ввиду отсутствия значений данных показателей из описания объекта закупки невозможно установить, что для заказчика включено в определение "малошумный", "плавный ход", "повышенная точность".
Также согласно пункту 14 Требований к лифту освещение в кабине должно обладать характеристикой Супер LED. Из представленных на заседание Комиссии сведений невозможно определить значение данной характеристики. Более того, представители заказчика также не смогли пояснить понятие характеристики "Супер LED".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки содержит перечень нормативных документов, которым должен соответствовать результат выполненных работ, а именно ТР ТС 011/2011 "Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов" (далее - Технический регдламент), Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", ГОСТ 22011-95. "Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия", утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 15.02.1996 N 68 и др. При этом из проанализированных на заседание Комиссии документов, следует, что ни один нормативно-правовой документ не содержит таких терминов, как "малошумный", "плавный ход", "повышенная точность", "Супер LED". При этом документация о закупке не обосновывает необходимость использования при описании объекта закупки терминов, не используемых в указанных документах, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заказчика, согласно которому требования к лифту установлены в соответствии с проектом ООО ЮУДО "Союзлифтмонтаж", который прошел государственную экспертизу, и получил положительное заключение N250/2-КР-534, не принимается Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 2.2 пояснительной записки Проекта замены лифтового оборудования N 13-026 от 17.12.2013 года (далее - Проект) Проект предусматривает замену больничного лифта, производства РУП завода "Могилевлифтмаш" на лифт WITCHEL, производства ООО "Союзлифтмонтаж"
При этом в приложении N1 к проекту ООО ЮУДО "Союзлифтмонтаж" содержится описание больничного лифта указанного товарного знака. В соответствии с пунктом 2.2 пояснительной записки Проекта возможна установка лифта других производителей с аналогичными техническими характеристиками. Однако заказчиком данная возможность не предусмотрена.
Как отмечалось ранее, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен прямой запрет на включение в документацию о закупке требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, а также требований к товарам работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, описание объекта закупки в точности соответствует характеристикам больничного лифта WITCHEL, без возможности поставки эквивалентного товара.
Также следует отметить, что согласно Положительному заключению государственной экспертизы N 250/2-КР-534 объектом государственной экспертизы является рабочая документация, включая смету на строительство. Вместе с тем, локальные сметы составляются в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35. 2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N15/1.
В соответствии с пунктом 3.16 Методики локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.
Таким образом, локальная смета составляется для определения суммы денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектной документацией и не устанавливает требования к необходимому к использованию товару.
Описание лифтового оборудования, которое должно быть использовано при выполнении работ содержится в рабочей документации.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию. Согласно пункту 4 указанного Положения в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
Таким образом, законодательством Российской Федерации разделены такие понятия как рабочая документация и проектная документация.
Статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, который требует прохождения государственной экспертизы.
Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Таким образом, законодательство Российской Федерации не предусматривает прохождение государственной экспертизы рабочей документации.
Следовательно, государственная экспертиза, по результатам которой выдано Положительное заключение N 250/2-КР-534 не является обязательной в понимании статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации
На заседание Комиссии заказчиком представлены письма Министерства здравоохранения по Челябинской области (исх. N 01/1085 от 06.03.2012 года; исх. N07/1551от04.08.2014 года), согласно которым сметы на сумму свыше 500 тыс. руб. следует направлять в ОГАУ "Госэкспертиза по Челябинской области".
Однако данные письма по своей правовой природе не являются нормативно-правовыми актами. Следовательно, не носят обязательный характер применения.
Кроме того, указанные письма направлены заказчику в целях проверки сформированной начальной (максимальной) цены контракта и не содержат требований о проведении в обязательном порядке государственной экспертизы рабочей документации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что положения Проекта не могут являться основанием для установления требований к товару, которые могут ограничивать возможность установки лифта различных производителей.
Таким образом, описание объекта закупки нарушает требования пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При этом в силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из содержания указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта в части предоставления поставщиком при поставке документов, подтверждающих качество и безопасность товара, возлагают на заказчика обязанность указать в документации об аукционе и проекте контракта исчерпывающий перечень таких документов, предусмотренных действующим законодательством.
Вместе с тем, в пункте 2.4.4 проекта контракта перечень документов, подтверждающих соответствие используемых материалов требованиям заказчика, не конкретизирован.
Однако согласно части 1 статьи 6 Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" подтверждение соответствия лифта и устройств безопасности лифта, требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме обязательной сертификации перед выпуском их в обращение на территории государств - членов Таможенного союза. Следовательно, требование о предоставлении иных документов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.
Кроме того, согласно Приложению N1, проекту контракта поставленный лифт должен сопровождаться следующими документами:
1. Паспорт лифта.
2. Монтажный чертёж.
3. Схема электрическая принципиальная.
4. Схема электрическая соединений.
5. Ведомость эксплуатационных документов.
6. Копия сертификата на лифт.
7. Копия сертификата соответствия РФ на двери шахты лифта.
8. Копия сертификата соответствия РФ на замок двери шахты.
9. Копия сертификата соответствия РФ на буфер.
10. Копия сертификата соответствия РФ на ловители плавного торможения лифтов.
11. Копия сертификата соответствия РФ на ограничитель скорости лифтов.
12. Копия сертификата соответствия РФ на ограничитель скорости серийный выпуск.
13. Копия сертификата качества на стальной канат.
14. Паспорт лебёдки.
15. Паспорт буфера.
16. Паспорт ловителей.
17. Паспорт ограничителя скорости.
18. Паспорт пружины подвески противовеса.
19. Копия разрешения на применение технических устройств.
20. Руководство (инструкция) по эксплуатации в составе.
Однако статьей 3 Технического регламента установлен исчерпывающий перечень сопроводительных документов на лифт. Согласно указанному перечню Сопроводительная документация включает в себя:
- руководство (инструкцию) по эксплуатации;
- паспорт;
- монтажный чертеж;
- принципиальную электрическую схему с перечнем элементов;
- принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов);
- копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом пункта 2.7 статьи 6), противопожарные двери (при наличии).
Таким образом, согласно техническому регламенту лифт комплектуется единым паспортом, без наличия паспортов на каждую составную часть оборудования (лебёдки, ловителей, буфера и др.)
Кроме того, в состав Проекта включен Паспорт на имеющийся у заказчика лифт. Данный паспорт выдан единым документом на все составные части оборудования.
Таким образом, условия проекта контракта в части предоставления сопроводительной документации на лифт не соответствуют требованиям пункта 1 части 1 статьи 64, часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно Приложению N1 оборудование и техническая документация должны соответствовать техническим требованиям проектно-сметной документации (рабочего проекта) на замену лифта. Подрядчик выполняет комплекс работ согласно проектно-сметной документации по замене существующего лифта, с выполнением всех пусконаладочных работ и проведению полного технического освидетельствования в экспертной организации и ввода лифта в эксплуатацию. Требования к используемым строительным материалам принять согласно проектно-сметной документации.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке.
Таким образом, документацией о закупке установлено требование о выполнении работ с учетом требований проектно-сметной документации (рабочего проекта). Однако рабочая документация на официальном сайте в составе документации о закупке не размещена. В связи с чем, невозможно сделать вывод об исчерпывающем перечне требований заказчика к необходимым к выполнению работам.
Таким образом, отсутствие в составе документации о закупке, рабочей документации, которой необходимо руководствоваться при выполнении предусмотренных работ, не позволит участникам в полной мере определить требования заказчика и сформировать свое предложение на аукционе, что является нарушением требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Тех-Проект" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту лифтовой шахты с заменой лифтового оборудования (изв. N 0369200004115000213) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 мая 2015 г. N 288-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2015