Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 марта 2015 г. N 132-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране объекта, подлежащего Государственной охране, путем защиты охраняемого объекта от противоправных посягательств, обеспечению на охраняемом объекте пропускного и внутриобъектного режимов, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемом объекте Заказчика (извещение N 0369100021815000005) (далее - закупка), в присутствии:
- представителя филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области, действующего на основании доверенности от 17.11.2014 N 25д;
- представителей ИФНС России по Центральному району г. Челябинска (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей от 27.03.2015 NN 05-10/007322, 05-10/000487,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 20.03.2015 поступила жалоба филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области (далее - заявитель) на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по охране объекта, подлежащего Государственной охране, путем защиты охраняемого объекта от противоправных посягательств, обеспечению на охраняемом объекте пропускного и внутриобъектного режимов, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений на охраняемом объекте заказчика (извещение N0369100021815000005).
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 961 066 рублей 08 копеек.
По состоянию на 27.03.2015 контракт по объекту рассматриваемой закупки не заключен, определение исполнителя по закупке приостановлено антимонопольным органом до рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что заявитель не согласен с действиями конкурсной комиссии по допуску к участию в закупке Хуторского казачьего общества Тракторозаводского района г. Челябинска "Свято-Георгиевский".
По мнению заявителя жалобы, Хуторское казачье общество Тракторозаводского района г. Челябинска "Свято-Георгиевский" не соответствует требованиям конкурсной документации, так как не обладает полномочиями по охране имущества с применением силы, специальных средств и гражданского оружия самообороны в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Федеральным законом от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе Российского казачества".
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что действия конкурсной комиссии соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, Хуторское казачье общество Тракторозаводского района г. Челябинска "Свято-Георгиевский" заявка на участие в конкурсе подана в полном соответствии с требованиями конкурсной документации, указанный участник закупки обладает правом на охрану объектов, подлежащих государственной охране, что подтверждается и судебном практикой по указанному вопросу.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Пунктом 10 конкурсной документации установлено, что участник конкурса должен соответствовать следующим единым требованиям:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки.
Перечень документов, представляемых в составе заявки на участие в конкурсе, подтверждающих соответствие участника конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, в случае установления таких требований указывается в Информационной карте конкурса;
2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
5) отсутствие у участника закупки - руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с оказанием услуги, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Согласно пункту 6 Информационной карты конкурсной документации участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки.
Участник закупки должен представить нормативно-правовое обоснование своего права на участие в конкурсе (включая ссылки на законы или подзаконные акты, положения уставов, свидетельств, лицензий и прочих документов) которыми установлены полномочия (права) участнику закупки на осуществление охраны объектов, подлежащих государственной охране.
Из протокола N 0369100021815000005-01 вскрытия от 12.03.2015 следует, что на участие в закупке поступили заявки от филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области, Хуторское казачье общество Тракторозаводского района г. Челябинска "Свято-Георгиевский" и ООО "ЧОО "Омега".
Решением конкурсной комиссии, отраженным в протоколе 0369100021815000005-01 вскрытия от 12.03.2015, оба участника закупки допущены к участию в закупке, по результатам оценки заявок на участие в конкурсе победителем признано Хуторское казачье общество Тракторозаводского района г. Челябинска "Свято-Георгиевский".
Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев пункт 10 конкурсной документации, пункт 6 Информационной карты конкурсной документации, протокол N 0369100021815000005-01 вскрытия от 12.03.2015, заявку Хуторского казачья общества Тракторозаводского района г. Челябинска "Свято-Георгиевский" на участие в закупке, приходит к выводу об отсутствии в действиях конкурсной комиссии нарушений законодательства о контрактной системе, поскольку в конкурсной документации отсутствует перечень требований, которым должны соответствовать участники закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование о подтверждении участниками закупки права на применение физической силы, специальных средств и гражданского оружия.
Хуторское казачье общество Тракторозаводского района г. Челябинска "Свято-Георгиевский" в соответствии с требованиями пункта 6 Информационной карты конкурсной документации представило нормативно-правовое обоснование своего права на осуществление охрану объектов, подлежащих государственной охране, в виде Решения Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-18803/2013 от 20.12.2013.
Доводы филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области в части отсутствие у победителя закупки права на ношение гражданского оружия самообороны, антимонопольным органом не принимается по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
К гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.
Гражданское оружие включает в себя, в том числе и оружие самообороны, к которому относятся:
огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие с патронами к нему, в том числе с патронами травматического действия;
огнестрельное оружие ограниченного поражения (пистолет, револьвер, огнестрельное бесствольное устройство отечественного производства) с патронами травматического действия, патронами газового действия и патронами светозвукового действия;
газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Ограничений по применению гражданского оружия самообороны для казачества не установлено.
По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке не определено, каким именно требованиям законодательства Российской Федерации должны соответствовать участники закупки.
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (часть 4 статьи 32 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 16 информационной карты заказчиком при установлении порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке определено, что при оценке и сопоставлении заявок на участие в закупке в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки будут приниматься во внимание суммарное количество всех контрактов (договоров) сопоставимого характера, исполненных участником закупки в полном объеме в течение 2013 года, 2014 года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, из документации о закупке невозможно установить, что заказчик понимает под услугами сопоставимого характера (объем услуг, перечень услуг или иное), что свидетельствует о нарушении пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе установлено, что информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
В нарушение части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе не оглашались документы, представленные участниками закупки в качестве подтверждения квалификации по критерию оценки заявок на участие в конкурсе "квалификация участника конкурса", сведения о наличии (отсутствии) в заявках контрактов (договоров), дате их заключения, сопоставимости характера договоров с объектом проводимой закупки, стоимости контрактов, наличие актов о сдаче-приемки услуг, подтверждающих исполнение контрактов (договоров). В протоколе N0369100021815000005-01 вскрытия от 12.03.2015 данная информация отсутствует.
5. В нарушение части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
6. В соответствии с пунктом 7 информационной карты услуги по охране объектов, подлежащих государственной охране, оказывают только уполномоченные органы и юридические лица РФ.
Условия, запреты и ограничения участия иностранных лиц в закупках установлены статьей 14 Закона о контрактной системе.
Часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе определяет, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск услуг, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных услуг для целей осуществления закупок услуг.
Вместе с тем, Правительством Российской Федерации условия, запреты, ограничения по объекту рассматриваемой закупки не установлены.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что пункт 7 информационной карты не соответствует положениям законодательства о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной филиалом ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области, ИФНС России по Центральному району г. Челябинска, конкурсной комиссией, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы филиала ФГУП "Охрана" МВД России по Челябинской области на действия конкурсной комиссии необоснованными.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии нарушения части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 50, пункта 2 части 3 статьи 49, пункт 9 части 1 статьи 50, части 2 статьи 34, часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии К.А. Долгополова
Д.А. Воронкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 марта 2015 г. N 132-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2015