Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 апреля 2015 г. N 226,240-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобы ООО "Компания Гранд", ООО "ГЕФЕСТ", в присутствии:
- представителя ООО "Компания Гранд", действующего на основании доверенности от 28.04.2015,
- представителя ООО "ГЕФЕСТ", действующего на основании доверенности N 12 от 17.04.2015,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступили жалобы ООО "Компания Гранд", ООО "ГЕФЕСТ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0169200003615000036 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Аргаяш - Кулуево - Марксист - Альмеева, участок км 19 (водопропускная труба) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 31.03.2015 Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 760 336, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 16.04.2015 в 08:30.
На момент рассмотрения жалоб ООО "Компания Гранд", ООО "ГЕФЕСТ" контракт не заключен.
В жалобе ООО "ГЕФЕСТ" указано, что заявка участника закупки соответствуют требованиям документации об аукционе, так как заявителем указаны конкретные показатели товара ввиде диапазона значений, соответствующих гостам, так как конкретизировать характеристику материала по глубине проникновения битума невозможно на стадии подачи заявки.
Кроме того, заявителем выбрана конкретная марка щебня, так как заказчиком указано альтернативное право выбора одной из предложенных марок.
С учетом изложенного, аукционная комиссия необоснованно отказала заявителю в допуске к участию в аукционе.
В жалобе ООО "Компания Гранд" указано, что в заявке выбрана конкретная марка щебня, так как заказчиком указано альтернативное право выбора одной из предложенных марок.
В отношении материала "битум" заявителем указаны конкретные показатели в отношении конкретной марки битума, тогда как указание общих показателей по двум маркам не требуется.
В письменных пояснениях заказчика указано, что в заявках общества отсутствуют конкретные показатели по позициям N 1.1, 7.9, 8.8 Приложения N 2, что послужило основанием для отказа в допуске к участию в аукционе данным участникам закупки по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 17.04.2015 (далее - протокол) заявки ООО "Компания Гранд" (порядковый номер заявки N 4), ООО "Гефест" (порядковый номер заявки N 7) подлежали отклонению ввиду несоответствия заявки требованиям, установленным документацией о закупке по позициям 1.1, 7.9, 7.9.2, 8.8.2 в части непредоставления конкретных показателей по данным позициям, соответствующим требованиям документации об аукционе.
1.1 В пункте 24 информационной карты в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе по позициям Приложения N 2 к информационной карте (показатели основных материалов).
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, требования к составу первой части заявки, установленные заказчиком, соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в части требований к составу первой части заявки участника закупки.
В пункте 25 информационной карты документации об аукционе в инструкции по заполнению заявки заказчиком разграничены требования к минимальным и максимальным показателям и показателям, которые не могут изменяться, а именно:
- показатели из столбца минимальные и (или) максимальные значения показателей должны указываться точными значениями и не должны содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "не менее", "не более", "от", "до", символов "+/-".
- показатели из столбца "показатели, значения которых не могут изменяться" указываются участником в соответствии с установленными значениями без изменений. Объект закупки должен в точности соответствовать показателям, указанным в данном столбце.
В приложении N 2 содержится таблица, в которой отражены требования к товару, используемому при выполнении работы, а именно: по позициям 1.1, 9.1 в графе показатели, значения которых не могут изменяться указаны характеристики наибольшего размера зерен - или С3-120 мм или С4-80 мм или С5-40 мм или С6-20 мм или С9-80 мм, С10-40 мм, С11-20 мм, что требует указания от участника в соответствии с пунктами 24, 25 информационной карты значения показателя, в точности соответствующего показателям, указанным в данном столбце, то есть из буквального толкования документации об аукционе заказчику требуется указание всех показателей из данного столбца.
В первой части заявки заявителя по данной позиции указана только одна марка щебеночно-песчаной смеси - С9-80 мм, С5-40 мм (по поз. 1.1 и 9.1), тогда как из Приложения N 2 следует необходимость указания данного показателя в неизменном виде - или С3-120 мм или С4-80 мм или С5-40 мм или С6-20 мм или С9-80 мм, С10-40 мм, С11-20 мм, что не соответствует требованиям документации об аукционе.
При этом, антимонопольный орган приходит к выводу о правомерности отклонения заявки по основанию не соответствия заявки по позиции 7.9 - "битум" требованиям документации об аукционе.
Из совокупного толкования пунктов 7.9 (подпункта 7.9.1,7.9.2) следует, что участник закупки должен выбрать одну марку битума (БНД60/90 или БНД90/130) и в отношении нее указать конкретные показатели, указанные в пункте 7.9.1 или 7.9.2.
Вместе с тем, по позиции 7.9 указаны общие показатели для обеих марок битума, которые также должны быть конкретизированы участником закупки в составе первой части заявки с учетом выбранной марки битума.
Так, по позиции 7.9 содержаться такие общие показатели как: температура вспышки, 0С - более 230; температура самовоспламенения, 0С - не ниже 368; - изменение температуры размягчения после прогрева,0С - не более 5; индекс пенетрации от -1,0 до +1,0.
Вместе с тем, в заявке заявителя по данной позиции отражена лишь марка битума БНД90/130 без указания конкретных значений в отношении общих показателей данной марки, что не соответствует требованиям пунктов 24,25 информационной карты документации об аукционе.
При этом, антимонопольный орган отмечает, что по аналогичной позиции 8.8 участником закупки конкретизированы общие показатели в отношении марки битума БНД90/130, что соответствует требованиям, установленным заказчиком.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "Компания Гранд" по причине несоответствия заявки требованиям документации о закупке на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, является правомерным.
1.2 Заявка ООО "ГЕФЕСТ" правомерно отклонена аукционной комиссией по позиции 1.1, 9.1 по аналогичным основаниям, указанным для заявки ООО "Компания Гранд".
По позиции 7.9.2 и 8.8.2 к значениям максимальных и минимальных показателей, заказчиком отнесена глубина проникновения иглы, 0,1 мм при 25 ° С - от 91 до 130.
Так, показатель 91-130 содержит в себе минимальное и максимальное допустимое значение показателя битума БНД 90/130 при глубине проникновения иглы 0,1 мм при температуре 25 ° С, что следует из ГОСТ 22245-90, утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 12.12.1990 N 191.
При этом битум БНД 90/130 не обладает одновременно и минимальным и максимальным допустимым значением показателя 91-130, а имеет конкретное значение, устанавливаемое в ходе проведения лабораторных испытаний.
Вместе с тем, в заявке общества по данной характеристике указан диапазон возможных значений, которым будет соответствовать битум БНД 90/130, без указания точного значения предлагаемого материала.
При этом, указание в заявке по данным позициям на то, что диапазон значений указан в соответствии с техническими характеристиками производителя не дает участнику право не конкретизировать данное значение, так как в пункте 25 информационной карт документации об аукционе содержится императивное требование указания точного значения в отношении тех характеристик, которые находятся в графе "минимальные и (или) максимальные значения показателей" без каких-либо исключений из данного правила.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "ГЕФЕСТ" по причине несоответствия заявки требованиям документации о закупке на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, является правомерным.
В ходе проведения внеплановой проверки антимонопольным органом установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку.
Вместе с тем, в требованиях к материалу, указанному по позициям N 1.1, 9.1 Приложения N 2, в графе "техническое описание требуемого материала", а также в графе "показатели, значения которых не могут изменяться" указано: или С3 или С4 или С5 или С6 или С9 или С10 или С11 (С3-120 мм или С4-80 мм или С5-40 мм или С6-20 мм или С9-80 мм, С10-40 мм, С11-20 мм), что фактически отражает не только наименование характеристик, но и их параметры, в отношении которых участник закупки должен представить показатели в составе первой части заявки.
С точки зрения правил русского языка союз "или" трактуется как разделительная дизъюнкция, или "взаимоисключение", то есть только одна из сочиненных частей соответствует действительности.
Так, в соответствии с определением союза "или", которое дано в Толковом словаре С.И. Ожегова, данный термин толкуется как "союз одиночный или повторяющийся. Соединяет два или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения".
Согласно Толковому словарю Д.Н. Ушакова, союз "или" - разделительный, употребляется при сопоставлении исключающих по значению друг друга членов предложения для указания на необходимость выбора между тем и другим; то же, что либо.
Указание в документации об аукционе нескольких марок щебеночно-песчаной смеси с использованием союза "или" означает необходимость выбора участником закупки одной марки щебня, ввиду взаимоисключающего значения указанного союза, и, следовательно, характеристик, которые сопровождаются указанным союзом.
Таким образом, указание изменяемых характеристик материалов в графе "техническое описание требуемого материала", а также "показатели, значения которых не могут изменяться" создает двоякое и неоднозначное толкование требований к оформлению первой части заявки, не позволяющее сделать вывод о количестве марок щебня, характеристики которых участник закупки должен указать в составе заявки и использовать при выполнении работ.
В требованиях к материалам, указанным по позициям N 7.9, 8.8 Приложения N 2, в графе "техническое описание требуемого материала" указано: БНД60/90 или БНД90/130, что фактически отражает не только наименование характеристик, но и их минимальные и максимальные характеристики, в отношении которых участник закупки должен представить точное значение материала, то есть выбрать одну марку битума.
Таким образом, указание изменяемых характеристик материалов в графе "техническое описание требуемого материала" также создает двоякое и неоднозначное толкование требований к оформлению первой части заявки, не позволяющее сделать вывод о количестве марок битума, характеристик которых участник закупки должен указать в составе заявки и использовать при выполнении работ.
С учетом изложенного, подобное формирование документации об аукционе может привести к ненадлежащему оформлению заявок участниками закупок и, как следствие, к невозможности объективной оценки и рассмотрения заявок участников закупки в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Как показали результаты данного аукциона, указанные нарушения в действиях заказчика привели к отклонению всех заявок из восьми поданных на участие в аукционе по причине ненадлежащего оформления заявок участниками закупок, что не способствует эффективному расходованию бюджетных средств, для достижения которого был объявлен аукцион, требующий затрат времени и государственных ресурсов.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалоб ООО "Компания Гранд", ООО "ГЕФЕСТ" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 апреля 2015 г. N 226,240-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2015