Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 мая 2015 г. N 239-ж/15
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ГЕФЕСТ", в присутствии представителя ООО "ГЕФЕСТ", действующего на основании доверенности N 12 от 17.04.2015.
в отсутствие Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы и заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ГЕФЕСТ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по устройству водопропускной трубы на 1 км автомобильной дороги Уйское - Глазуновка (извещение N 0169200003615000037) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 31.03.2015 Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 092 833, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 16.04.2015 в 08:30.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ГЕФЕСТ" контракт не заключен.
В жалобе ООО "ГЕФЕСТ" указано, что заявка участника закупки соответствуют требованиям документации об аукционе, так как заявителем выбрана конкретная марка щебня, ввиду того, что заказчиком указано альтернативное право выбора одной из предложенных марок.
С учетом изложенного, аукционная комиссия необоснованно отказала заявителю в допуске к участию в аукционе.
В письменных пояснениях заказчика указано, что в заявках общества отсутствуют конкретные показатели по позициям N 1.1, 7.1 Приложения N 2, что послужило основанием для отказа в допуске к участию в аукционе данным участникам закупки по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
Заслушав пояснения заявителя, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 17.04.2015 (далее - протокол) заявка ООО "Гефест" (порядковый номер заявки N 4) подлежала отклонению ввиду несоответствия заявки требованиям, установленным документацией о закупке по позициям 1.1, 7.1 в части не предоставления конкретных показателей по данным позициям, соответствующим требованиям документации об аукционе.
1.1 В пункте 24 информационной карты в требованиях к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе указано, что первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе по позициям Приложения N 2 к информационной карте (показатели основных материалов).
Согласно подпункту б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар в первой части заявки требуется выражение согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, требования к составу первой части заявки, установленные заказчиком, соответствуют положениям законодательства о контрактной системе в части требований к составу первой части заявки участника закупки.
В пункте 25 информационной карты документации об аукционе в инструкции по заполнению заявки заказчиком разграничены требования к минимальным и максимальным показателям и показателям, которые не могут изменяться, а именно:
- показатели из столбца минимальные и (или) максимальные значения показателей должны указываться точными значениями и не должны содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "или эквивалент", "не менее", "не более", "от", "до", символов "+/-".
- показатели из столбца "показатели, значения которых не могут изменяться" указываются участником в соответствии с установленными значениями без изменений. Объект закупки должен в точности соответствовать показателям, указанным в данном столбце.
В приложении N 2 содержится таблица, в которой отражены требования к товару, используемому при выполнении работы, а именно: по позициям 1.1, 7.1 в графе показатели, значения которых не могут изменяться указаны характеристики наибольшего размера зерен - или С1-40 мм или С2-20 мм или С3-120 мм или С4-80 мм или С5-40 мм или С6-20 мм или С9-80 мм или С10-40 мм или С11-20 мм, что требует указания от участника в соответствии с пунктами 24, 25 информационной карты значения показателя, в точности соответствующего показателям, указанным в данном столбце, то есть из буквального толкования документации об аукционе заказчику требуется указание всех показателей из данного столбца.
В первой части заявки заявителя по данной позиции указана только одна марка щебеночно-песчаной смеси - С2-20 мм, С4-80 мм (по поз. 1.1 и 7.1), тогда как из Приложения N 2 следует необходимость указания данного показателя в неизменном виде - или С1-40 мм или С2-20 мм или С3-120 мм или С4-80 мм или С5-40 мм или С6-20 мм или С9-80 мм или С10-40 мм или С11-20 мм, что не соответствует требованиям документации об аукционе.
Согласно пунктам 1, 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе основанием отказа в допуске к участию в аукционе участника закупки является непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании изложенного, решение аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе ООО "ГЕФЕСТ" по причине несоответствия заявки требованиям документации о закупке на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, является правомерным.
В ходе проведения внеплановой проверки антимонопольным органом установлено следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, требования к содержанию заявки и инструкция по ее заполнению должны содержать однозначные и безусловные условия, позволяющие участникам закупки надлежащим образом оформить заявку.
Вместе с тем, в требованиях к материалу, указанному по позициям N 1.1, 7.1 Приложения N 2, в графе "техническое описание требуемого материала", а также в графе "показатели, значения которых не могут изменяться" указано: или С1-40 мм или С2-20 мм или С3-120 мм или С4-80 мм или С5-40 мм или С6-20 мм или С9-80 мм или С10-40 мм или С11-20 мм, что фактически отражает не только наименование характеристик, но и их параметры, в отношении которых участник закупки должен представить показатели в составе первой части заявки.
С точки зрения правил русского языка союз "или" трактуется как разделительная дизъюнкция, или "взаимоисключение", то есть только одна из сочиненных частей соответствует действительности.
Так, в соответствии с определением союза "или", которое дано в Толковом словаре С.И. Ожегова, данный термин толкуется как "союз одиночный или повторяющийся. Соединяет два или несколько предложений, а также однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения" - (http://translate.academic.ru/%D0%98%D0%BB%D0%B8/ct/ru/).
Согласно Толковому словарю Д.Н. Ушакова, союз "или" - разделительный, употребляется при сопоставлении исключающих по значению друг друга членов предложения для указания на необходимость выбора между тем и другим; то же, что либо - (http://translate.academic.ru/%D0%98%D0%BB%D0%B8/ct/ru/).
Указание в документации об аукционе нескольких марок щебеночно-песчаной смеси с использованием союза "или" означает необходимость выбора участником закупки одной марки щебня, ввиду взаимоисключающего значения указанного союза, и, следовательно, характеристик, которые сопровождаются указанным союзом.
Таким образом, указание изменяемых характеристик материалов в графе "техническое описание требуемого материала", а также "показатели, значения которых не могут изменяться" создает двоякое и неоднозначное толкование требований к оформлению первой части заявки, не позволяющее сделать вывод о количестве марок щебня, характеристики которых участник закупки должен указать в составе заявки и использовать при выполнении работ.
С учетом изложенного, подобное формирование документации об аукционе может привести к ненадлежащему оформлению заявок участниками закупок и, как следствие, к невозможности объективной оценки и рассмотрения заявок участников закупки в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Как показали результаты данного аукциона, указанные нарушения в действиях заказчика привели к отклонению всех заявок из пяти поданных на участие в аукционе по причине ненадлежащего оформления заявок участниками закупок, что не способствует эффективному расходованию бюджетных средств, для достижения которого был объявлен аукцион, требующий затрат времени и государственных ресурсов.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ГЕФЕСТ" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 мая 2015 г. N 239-ж/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2015