Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 мая 2015 г. N 249-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Новиковой Н.В. |
- |
специалиста 1 разряда административно-кадрового отдела Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Хужина Александра Тагировича на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на ремонт ворот (изв. N 0169100001215000089) (далее - запрос котировок), в присутствии:
- представителей Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области (далее - заказчик), действующих на основании доверенностей N 13/482 от 06.05.2015, N 13/483 от 06.05.2015, N 13/484 от 06.05.2015;
- представителя ИП Хужина Александра Тагировича (далее - заявитель, Индивидуальный предприниматель), действующего на основании Свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 74 N 006095434 от 21.07.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 29.04.2015 года поступила жалоба ИП Хужина Александра Тагировича на действия котировочной комиссии при проведении рассматриваемого запроса котировок, объявленного заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 20.04.2015 года извещения о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 78600,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 27.04.2015 в 12 часов 00 минут.
По состоянию на 07.05.2015 года контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.
Заявитель указывает, что согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 27.04.2015 N 42 ИП Хужин Александр Тагирович признан не соответствующим требованиям извещения о проведении запроса котировок по причине отсутствия свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального ремонта (далее - свидетельство СРО).
Между тем, по мнению заявителя, свидетельство СРО на работы, являющиеся объектом закупки, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не требуется, поскольку работы по замене шарниров гаражных ворот, которые необходимо осуществить в рамках исполнения контракта, не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В подтверждение своей позиции Индивидуальный предприниматель представил на заседание Комиссии ответ Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "Союз строительных компаний Урала и Сибири" на запрос о необходимости наличия свидетельства СРО на работы, указанные в извещении о проведении рассматриваемого запроса котировок.
Индивидуальный предприниматель указывает, что к заявке ИП Хужина Александра Тагировича приложено письмо о необоснованности требований заказчика о наличии у участника закупки свидетельства СРО.
Таким образом, Индивидуальный предприниматель считает, что полностью соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации к лицам, которые должны осуществлять выполнение работ в рамках исполнения контракта по результатам рассматриваемой закупки, и котировочная комиссия должна была признать заявителя победителем закупки.
На заседание Комиссии представлены письменные пояснения заказчика следующего содержания.
Ворота в гаражное помещение отдельно стоящих зданий Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Челябинской области, являющихся объектами капитального строительства, не являются объектом вспомогательного использования. Металлоконструкция ворот имеет размер 4х4 м, изготовлена из профилированных сэндвич-панелей с обрамлением стальным уголком 63х63х5 мм. Примерный вес каждой створки ворот составляет 450 кг. В соответствии с классификацией конструктивных элементов здания ворота являются ограждающей конструкцией и изолируют здание от внешнего пространства.
Работы по ремонту ворот предполагают замену крепежных элементов - шарниров. Заказчик считает, что шарниры являются основными крепежными элементами всей металлоконструкции ворот и влияют на безопасность объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 10.1 "Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений" Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, для проведения указанных в данном пункте работ требуется наличие свидетельства СРО.
Представители заказчика пояснили, что факт отсутствия у ИП Хужина Александра Тагировича свидетельства СРО установлен котировочной комиссией при проведении процедуры рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке посредством получения указанной информации от ИП Хужина Александра Тагировича, лично присутствовавшего при вскрытии конвертов с заявками.
В связи с установленным фактом отсутствия у заявителя свидетельства СРО котировочная комиссия приняла решение о несоответствии участника закупки требованиям извещения.
Исходя из изложенного, заказчик считает, что при проведения рассматриваемого запроса котировок нарушения законодательства о контрактной системе в действиях котировочной комиссии и заказчика отсутствуют.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ИП Хужина Александра Тагировича и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в запросе котировок и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, а также рассмотрение и оценка таких заявок осуществляются в один день. Информация о месте, дате, времени вскрытия конвертов с такими заявками и об открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок которого открывается, предложения о цене контракта, указанные в таких заявках, объявляются при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Частью 2 статьи 78 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или представителям этих участников присутствовать при вскрытии конвертов с такими заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам.
Частью 6 статьи 78 Закона о контрактной системе предусмотрено, что победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.
В соответствии с частью 7 той же статьи Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Вместе с тем, часть 8 статьи 31 Закона о контрактной системе обязывает комиссию по осуществлению закупок проверять соответствие участников закупок требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Извещение о проведении рассматриваемой закупки в части требований к участникам закупки содержит указание на требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно, наличие свидетельства СРО "о допуске на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального ремонта".
Согласно пояснениям заказчика, при вскрытии конвертов с заявками на участие в запросе котировок установлен факт отсутствия у заявителя требуемого заказчиком свидетельства СРО, что не отрицается ИП Хужиным Александром Тагировичем, который на заседании Комиссии Челябинского УФАС России подтвердил, что свидетельства СРО не имеет.
На основании установленного котировочной комиссией факта отсутствия у ИП Хужина Александра Тагировича свидетельства СРО участник был отстранен от процедуры закупки, поскольку котировочная комиссия руководствовалась требованиями извещения о проведении запроса котировок.
Следует отметить, что наличие свидетельства СРО, по причине отсутствия которого ИП Хужин Александр Тагирович отстранен от участия в закупке, установлено заказчиком в извещении о проведении запроса котировок неправомерно.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Пунктом 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 предусмотрено, что Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень) не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Работы, проводимые в рамках исполнения контракта по рассматриваемой закупке, не являются работами по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и не входят в Перечень, а следовательно, их выполнение не требует наличия свидетельства СРО.
Указанный вывод подтверждается ответом Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации "Союз строительных компаний Урала и Сибири" N 01/307/0425 от 07.05.2015 на запрос ИП Хужина Александра Тагировича, представленным на заседание Комиссии, в котором Саморегулируемая организация указывает, что работы, планируемые к проведению по результатам закупки, не требуют наличия свидетельства СРО.
Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Дополнительно Комиссия отмечает, что в случае, если свидетельство СРО требуется для выполнения работ, предусмотренных извещением о закупке, в извещении о проведении закупки необходимо указывать требование о наличии такого свидетельства в соответствии с видом деятельности, являющимся объектом закупки, положениями Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок).
Однако, в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 27.04.2015 N 42 отсутствует информация о нарушениях федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок, что является нарушением части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения исполнителя, проведенной в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
2. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках оформления результатов приемки выполненных работ.
3. Объектом проведенного электронного аукциона является выполнение работ по ремонту ворот, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам аукциона договора подряда, порядок заключения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные указанным параграфом главы 37 ГК РФ, применяются, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
В силу части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 708 ГК РФ, существенным условием заключенного по итогам муниципального контракта являются сроки выполнения работ.
Между тем, в проекте контакта отсутствует начальный срок выполнения работ, что не соответствует положениям гражданского законодательства Российской Федерации.
4. В пунктах 4.5, 4.6, 4.13 проекта контракта имеется указание на необходимость соответствия выполняемых работ ГОСТам, СанПиНам, СНиПам, ППБ, ПТЭЭУ и другим нормативным документам.
При этом, не указано, каким именно ГОСТам, СанПиНам, СНиПам, ППБ, ПТЭЭУ должны соответствовать работы, что не позволяет сделать вывод о содержании требований заказчика в данной части.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.
Согласно части 3 той же статьи Закона о контрактной системе, заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
- согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
- предложение о цене контракта;
- документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;
- идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
- декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;
- документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
Часть 4 статьи 78 Закона о контрактной системе запрещает требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов.
В нарушение частей 3, 4 статьи 78 Закона о контрактной системе в форме заявки на участие в запросе котировок заказчик потребовал указание документа, на основании которого действует участник закупки, что не предусмотрено законодательством о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 2.1.1 проекта контракта заказчик требует представить свидетельство СРО до подписания контракта.
6. В пункте 4.2 проекта контракта заказчик указал, что подрядчик уведомляет заказчика о факте завершения работ в соответствии с графиком работ.
Между тем, проект контракта не содержит в качестве приложения графика выполнения работ, что не позволяет сделать вывод о содержании указанного документа, о том, кем и когда он составляется, а следовательно, и о требованиях пункта 4.2 проекта контракта.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Хужина Александра Тагировича на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на ремонт ворот (изв. N 0169100001215000089) необоснованной.
2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях котировочной комиссии нарушение части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. По результатам рассмотрения проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 73, части 13 статьи 34, частей 3, 4 статьи 78 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Новикова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 мая 2015 г. N 249-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2015