Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 апреля 2015 г. N 152-ж/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "БикТонер" в присутствии:
- представителей Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области, действующих на основании доверенностей от 09.02.2015 N 37/3, от 09.02.2015 N 37/6, от 03.04.2015 N 38/17, от 03.04.2015 N 38/18,
в отсутствие заявителя, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "БикТонер" (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона на поставку оригинальных картриджей Samsung MLT-D305L для принтера Samsung ML-3750ND (извещение N 0269100000215000013) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 17.03.2015 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области объявило о проведении аукциона путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru извещения о проведении электронного аукциона. Изменения извещения о проведении аукциона опубликованы Заказчиком на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru 20.03.2015.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 435 500, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 30.03.2015 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "БикТонер" контракт не заключен.
Согласно доводам жалобы заявителя, Заказчиком, в отсутствие на то правовых оснований, в проекте контракта установлен срок действия обеспечения исполнения контракта не менее чем один год и 30 дней со дня окончания срока действия государственного контракта. По мнению заявителя, указанные действия Заказчика нарушают нормы действующего законодательства о контрактной системе. В доказательство доводов жалобы ООО "БикТонер" представлено Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.10.2014 N Д28и-2088, согласно которому установление срока предоставления обеспечения исполнения контракта в документации о закупке должно осуществляться с учетом срока исполнения основного обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем). При этом, гарантийный срок не включается в срок действия обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, при которых условиями контракта на выполнение работ предусмотрены гарантийные обязательства подрядчика в отношении объекта, созданного в результате выполнения таких работ.
Представитель заказчика с доводами, указанными в жалобе заявителя, не согласился, представил письменные пояснения и на заседании Комиссии указал следующее.
Исходя из анализа нормы закона, Заказчик вправе установить срок действия банковской гарантии, превышающий один месяц. Установление таких сроков обеспечения исполнения контракта направлено на защиту государственных заказчиков в целях эффективного, целевого использования бюджетных средств от недобросовестных действий участников. В доказательство своих доводов представителями Заказчика представлено Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.03.2014 N А65-14509/2013, в соответствии с которым судом данные действия Заказчиков признаются правомерными.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Исходя из смысла нормы, содержащейся в части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона должна быть указана информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 8 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
Законодательно установленные требования к банковской гарантии определены статьей 45 Закона о контрактной системе. Согласно части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, т. е. в том числе в случае предоставления участником банковской гарантии сроком менее 1 месяца после истечения срока действия контракта.
Таким образом, требования к банковской гарантии, установленные заказчиком в документации о закупке и в извещении должны соответствовать положениям статьи 45 и статьи 96 Закона о контрактной системе, которые предусматривают обязанность участника закупки предоставить банковскую гарантию срок которой превышает срок действия контракта на 1 месяц, а не на 1 год 30 дней, как это указано в документации о закупке и в извещении о закупке.
Согласно материалам дела, 19.03.2015 Заказчиком принято решение о внесении изменений в извещение о проведении аукциона в электронной форме и в документацию об аукционе в электронной форме. В соответствии с данными изменениями Заказчиком в пункте 3.7 проекта контракта установлен срок действия обеспечения исполнения контракта не менее чем один год и 30 дней со дня окончания действия государственного контракта. В пункте 3.10 проекта контракта указано, что безотзывная банковская гарантия должна быть действительна в течение не менее чем один год и 30 дней со дня окончания действия настоящего контракта.
При этом, в пункте 10.1 проекта контракта установлено, что настоящий контракт считается заключенным и вступившим в силу с момента направления оператором электронной площадки Поставщику Контракта, подписанного усиленной электронной подписью Заказчика, и действует до 01.07.2015 г.
В пункте 25 Информационной карты документации электронного аукциона, 4.1 проекта контракта указано, что срок поставки - в течение 30 календарных дней с даты заключения государственного контракта.
Однако исходя из смысла нормы закона, размер обеспечения исполнения контракта, порядок и сроки его предоставления устанавливаются Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 96 Закона о контрактной системе. Данная норма не содержит диспозитивных правил поведения, предоставляющих заказчику право указывать иные требования к обеспечению исполнения контракта нежели те, которые установлены нормой статьи 96 Закона о контрактной системе.
Представленное представителями заказчика на рассмотрение Комиссии постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.03.2014 N А65-14509/2013 не может рассматриваться как доказательство, подтверждающее право Заказчика устанавливать иные требования к обеспечению исполнения контракта по сравнению с теми, которые указаны в статье 96 Закона о контрактной системе, поскольку решение по делу принято судом с учетом положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком в извещении о закупке, документации о закупке и в проекте контракта срока обеспечения исполнения контракта, превышающего срок его действия более чем на 1 год и 30 дней , является неправомерным. В связи с чем, Заказчиком нарушены требования пункта 5 части 2 статьи 45 и часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с Протоколом N 0269100000215000013/13-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.03.2015 на участие в настоящем аукционе подано 15 заявок, аукционной комиссией заявки участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе, все участники допущены к участию в аукционе.
В пункте 4.1 документации об электронном аукционе, пункте 23 Информационной карты электронного аукциона установлено следующее.
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией".
Однако в заявках с защищенными номерами 24155836, 24219747, 24313768, 24316681, 24317609 участниками указаны согласие на поставку картриджа, характеристики картриджа. Однако в указанных заявках отсутствует наименование страны происхождения товара, что не соответствует требованиям аукционной документации к содержанию и составу заявки.
Аукционная комиссия на основании положений документации об электронном аукционе рассматривает поданные участниками заявки на участие в аукционе, принимает решение о соответствии или несоответствии заявок требованиям аукционной документации. В данном случае, информация, содержащаяся в заявках участников с защищенными номерами 24155836, 24219747, 24313768, 24316681, 24317609, не соответствует требованиям аукционной документации, в связи с чем данные заявки должны быть отклонены аукционной комиссией. Признав данные заявки участников соответствующими требованиям документации об электронном аукционе, допустив участников к участию в аукционе, аукционная комиссия нарушила часть 1 статьи 67, часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
В пункте 4.1 документации об электронном аукционе Заказчиком установлено аналогичное требование к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе. Однако аукционная документация не содержит указанных значений эквивалентности, в связи с чем, установленное в пункте 4.1 документации о закупке требование является ненадлежащим. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены, но не конкретизированы требования, предъявляемые к участникам, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в целях подтверждения их соответствия данному требованию.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать доводы жалобы ООО "БикТонер" на положения документации об электронном аукционе обоснованными.
2.Признать в действиях аукционной комиссии нарушения части 1 статьи 67, части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3.Признать в действиях заказчика нарушение пункта 5 части 2 статьи 45, части 3 статьи 96, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4.Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 апреля 2015 г. N 152-ж/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2015