Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 мая 2015 г. N 03/АМ-2473
Резолютивная часть объявлена 12.05.2014 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 14.05.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Точиев Б.Б. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Миронов А.Г. - Заместитель начальника отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО НИИ "Земля и город" от 30.04.2015 г. N754-ж на действия Заказчика - Администрация города Нижневартовска, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексного проекта совершенствования системы управления градостроительным развитием территории муниципального образования городского округа города Нижневартовска (внесение изменений в генеральный план города Нижневартовска и Правила землепользования и застройки на территории города Нижневартовска) (извещение N0187300001215000113)
установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по ХМАО - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса (извещение N0187300001215000113).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, в части включения в состав лота работ, технологически и функционально не связанных с работами, выполнение которых является предметом торгов.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Предметом отрытого конкурса является выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексного проекта совершенствования системы управления градостроительным развитием территории муниципального образования городского округа города Нижневартовска (внесение изменений в генеральный план города Нижневартовска и Правила землепользования и застройки на территории города Нижневартовска).
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В соответствии с положением части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке согласно требованиям, указанным в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Конкурсная документация содержит описание объекта закупки (часть III Технического задания), соответствующее требованиям статьи 33 законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Статьей 13 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в следующих целях:
- достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
- выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Выполнение комплексного проекта совершенствования системы управления градостроительным развитием территории муниципального образования городского округа города Нижневартовска (внесение изменений в генеральный план города Нижневартовска и Правила землепользования и застройки на территории города Нижневартовска) предусмотрено Постановлением администрации города от 28.07.2011 N853 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Обеспечение градостроительной деятельности на территории города Нижневартовска на 2012-2015 годы" (с изменениями).
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии со статьей 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения). К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В данном случае описание объекта закупки (часть III Технического задания) содержит цели и задачи выполнения комплекса работ (комплексный проект) в полной мере отвечающие требованиям законодательства, регулирующего градостроительные отношения.
Часть III Технического задания Конкурсной документации содержит раздел 10 "Этапы выполнения работ", в котором описана последовательность выполнения работ.
Так, на втором этапе работ осуществляется разработка проекта внесения изменений в генеральный план города Нижневартовска (подготовка материалов по обоснованию проекта генерального плана, разработка документов утверждаемой части).
Затем третьим этапом работ предусмотрено проведение публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план города Нижневартовска.
И только после проведения публичных слушаний осуществляется выполнение работ по четвертому этапу "Подготовка документов, необходимых для направления сведений о границе населенного пункта города Нижневартовска в государственный кадастр недвижимости".
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (далее - ЗК РФ).
В соответствии со статьей 23 ГрК РФ генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Кроме того, к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Таким образом, в процессе выполнении работ по подготовке проекта генерального плана также производится отображение границ населенных пунктов на картах с их описанием.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах населенных пунктов: описание местоположения границ населенных пунктов, а также реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
То есть границы населенных пунктов должны быть отображены и описаны исполнителем муниципального контракта именно в процессе подготовки проекта генерального плана.
Таким образом, исходя из экономической целесообразности и экономии бюджетных средств (с целью исключить проведение второго конкурса с похожим предметом с соблюдением всех установленных законом процедур), временных трудозатрат, основываясь на принципах законодательства о контрактной системе в сфере закупок: открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения муниципальных нужд (применительно к территории города Нижневартовска в части решения вопроса эксплуатации полигона ТБО на законном основании посредством его исключения из границ населенного пункта), эффективности осуществления закупок Заказчиком включено в обязанность исполнителя по муниципальному контракту подготовка документов, необходимых для направления сведений о границе города Нижневартовска в государственный кадастр недвижимости, своими и (или) привлеченными силами и средствами.
Подготовка землеустроительных документов осуществляется на основании решений генерального плана, включающего в свою очередь карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, что позволяет квалифицировать данные виды работ как технологически связанные между собой.
После завершения Подрядчиком работ по муниципальному контракту, Заказчик должен получить целостный результат, для осуществления полномочий, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в течение шести месяцев с даты принятия решений об установлении или изменении границ населенного пункта (то есть с даты утверждения генерального плана) в порядке, установленном Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 01.08.2014 N369 "О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде" (далее - Приказ N369).
Вывод Заявителя о том, что подготовка документов, необходимых для направления сведений о границе населенного пункта города Нижневартовска в государственный кадастр недвижимости, должна осуществляться в течение шести месяцев после принятия решения об утверждении генерального плана не обоснован и противоречит действующему законодательству, так как работы по установлению границ населенного пункта и их описание являются частью работ по подготовке проекта генерального плана. Утверждение генерального плана невозможно в отсутствии обозначенных границ населенного пункта и их документального описания.
Частью III Технического задания Конкурсной документации не предусмотрена обязанность Подрядчика по направлению работ по четвертому этапу в государственный кадастр недвижимости. Эти действия будет совершать Заказчик, в установленных законодательством порядке и сроками.
По состоянию на 08.05.2015 поступило три заявки на участие в данном открытом конкурсе.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что Заказчиком при описании объекта закупки не допущено нарушений требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и город" от 30.04.2015 г. N754-ж на действия Заказчика - Администрация города Нижневартовска, Уполномоченного органа - Управление муниципальных закупок администрации города Нижневартовска при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение научно-исследовательской работы по разработке комплексного проекта совершенствования системы управления градостроительным развитием территории муниципального образования городского округа города Нижневартовска (внесение изменений в генеральный план города Нижневартовска и Правила землепользования и застройки на территории города Нижневартовска) (извещение N0187300001215000113) необоснованной.
2. Передать материалы дела в отдел правовой экспертизы и контроля органов власти Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии Точиев Б.Б.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Миронов А.Г.
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12 мая 2015 г. N 03/АМ-2473
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2015